Игрушки и игры - это особый вид товаров, предназначенных
для воспитания детей. Они способствуют их умственному и физическому
развитию, помогают познавать окружающий мир, приучают к труду, формируют
характер. Потребительские свойства игрушек проявляются при их
использовании детьми в процессе игры.
Для детей игра имеет такое же значение, какое для
взрослого человека имеют работа, творческая деятельность, поэтому
игрушки должны отражать образы и события современности.
Игрушки являются сложной группой товаров. Они отличаются
по материалу, из которого изготовлены, художественному оформлению, а
также по тому влиянию, которое они оказывают на развитие тех или иных
способностей детей. Поэтому подразделить их по какому-то одному признаку
не представляется возможным.
Ассортимент игрушек делят по трем определяющим признакам: возрасту детей, педагогическому назначению и материалу изготовления.
1. Классификация игрушек по возрасту детей
Роль игрушек в воспитании детей огромна. Но нельзя
рассматривать значение игрушек в отрыве от возрастных особенностей
детей. Дети разных возрастов резко отличаются уровнем своего развития, у
них по-разному проявляются интересы к окружающим их предметам и
явлениям. Они с интересом играют в те игрушки и игры, которые им
понятны, т. е. соответствуют их подготовленности.
По возрасту детей игрушки делят на три основные группы:
для детей ясельного возраста - до 3 лет; для детей дошкольного возраста -
от 3 до 7 лет и для детей школьного возраста - от 7 до 17 лет.
Игрушки для детей ясельного возраста (до 3 лет). Для
детей раннего ясельного возраста (до года) игрушка является предметом
первой необходимости, с помощью которой у них развиваются зрение, слух,
восприятие цвета, хватательные движения. Детям этого возраста необходимы
погремушки, подвески, шары, которые подвешивают над кроваткой,
резиновые и пластмассовые игрушки небольшого размера. Игрушки должны
быть яркими, легкими, простыми по форме л-Ребенок часто берет игрушку в
рот, следовательно, они должны быть гигиеничными и безопасными.
К 10-12 месяцев ребенок начинает вставать, у него
появляется потребность ходить, развивается координация движений. Для
этого возрастного периода незаменимы различные вкладные чашечки,
бочонки, шары, матрешки, мячи, каталки, ходунки, куклы-голыши, фигурки
животных и птиц, подвески, пирамидки и др.
Дети в возрасте от 1 года до 3 лет быстро развиваются
как физически, так и умственно, движения их становятся более уверенными,
но еще слабо развиты мышцы рук и ног. Для укрепления мускулатуры
рекомендуются различные каталки, кони-качалки, кони на колесах,
подставках, тележки, трехколесные велосипеды, вожжи, обручи и др. В этот
период ценными являются игрушки, с помощью которых дети получают первые
представления о цвете, форме, назначении различных предметов. Дети
много говорят, становятся любознательными. Для развития речи
рекомендуются разрезные картинки, книжки-картинки, книжки-ширмочки.
Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Наиболее
сложным считается дошкольный период воспитания детей. Дети дошкольного
возраста проявляют особый интерес к окружающим предметам и явлениям,
любят фантазировать.
В этом возрасте дети очень подвижны и любознательны. Их игры носят творческий характер.
Дети в возрасте от 3 до 4 лет много времени проводят на
воздухе и отличаются большой подвижностью. В связи с этим им необходимы
спортивные игрушки - трехколесные велосипеды, обручи, мячи, каталки,
санки. Кроме того, у детей младшего дошкольного возраста возникает
потребность в играх и игрушках, с помощью которых они знакомятся с
назначением различных предметов. Это в основном образные игрушки - куклы
крупных размеров, кукольная посуда, гарнитуры кукольной мебели,
транспортные игрушки, фигурки людей, животных и птиц, катера, лодки,
совки, лопатки, песочницы, строительные материалы.
Дети от 4 до 5 лет играют преимущественно теми же
игрушками, что и младшие дошкольники. Только содержание игр усложняется.
Большое значение приобретают тематические наборы - группы игрушек,
объединенных одной темой. Например, детский сад, школа, завод и т. д.
Такие игрушки развивают чувство коллективизма и товарищества.
Игры детей старшего дошкольного возраста становятся
значительно содержательнее, они носят более самостоятельный, творческий
характер. В этом возрасте особенно развивается фантазия детей, они любят
перевоплощаться в любимых героев, придумывают сами сюжеты игр.
Ассортимент игрушек для этого возраста очень разнообразен: музыкальные,
дидактические, спортивные, трудовые, образные игрушки, настольные игры,
книжки-ширмочки, игрушки-забавы, театральные игрушки. Среди них особое
место занимают игрушки и игры, подготавливающие детей к занятиям в
школе,- наборы букв и цифр, азбука, счетные палочки и др.
Игрушки для детей школьного возраста (от 7 до 17 лет). Характер
игр для младших школьников (7-9 лет) определяется большой
самостоятельностью детей, стремлением все знать, все исследовать. Они
любят подражать, фантазировать. Игры становятся более углубленными,
содержательными.
Наряду со спортивными игрушками (городки, кегли, лыжи,
санки) возникает потребность в познавательных, технических играх. Это
различные конструкторы, сборно-разборные игрушки, мозаики, наборы для
выпиливания, вырезания, детские инструменты и т. п. Многие из этих
игрушек служат для закрепления знаний, полученных в школе.
Дети среднего и старшего школьного возраста много играют
в шахматы, шашки, домино, увлекаются настольным теннисом,
конструированием приборов, радиотехникой, фотографированием, любят
ставить различные опыты. Для этих игр рекомендуются технические игрушки,
радиоконструкторы, электроконструкторы, наборы по физике, химии,
оптике, а также наборы для выжигания, вырезания, выпиливания. Все эти
игры помогают усвоению школьного материала, развивают любознательность,
прививают интерес к различным отраслям науки и техники. |