В распоряжении «Твоего ДНЯ» оказался отчет о причинах аварии поезда № 166 «Невский экспресс», подготовленный экспертами Министерства транспорта главе ведомства Игорю Левитину по горячим следам.
Уже в 7.30 утра на стол министру лег доклад, в котором не было ни слова о возможном подрыве поезда.
Железнодорожники и правоохранительные органы большим количеством версий крушения «Невского экспресса» не оперируют. Изначально причиной аварии был назван теракт. Этой версии и силовики, и транспортники придерживаются до сих пор, несмотря на то, что вопросов пока больше, чем ответов. «Твой ДЕНЬ» провел собственное расследование инцидента, опираясь на версию экспертов Минтранса и РЖД о чисто техническом характере схода поезда № 166.
Версия
В заключении экспертов (теперь строго засекреченном) выдвинуты лишь две версии причин произошедшей аварии:
«Либо одномоментное острое разрушение верхнего строения пути, либо деформационное разрушение экипажной части локомотива, повлекшее за собой сход поезда № 166 и выход в негабарит по первому и второму главному пути».
— Говоря простым языком, речь идет либо о разрушении рельсошпальной решетки из-за дефектов или старения металла под нагрузкой. Либо, что маловероятно, редукторный узел локомотива в связи с неисправностью выпал влево между первой и второй колесной парой и выбил рельс и часть двух шпал, оставив в земле незначительное углубление, — рассказал «Твоему ДНЮ» собственную версию эксперт Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса.
— У локомотива частично снесена верхняя часть крыши, — пояснил «Твоему ДНЮ эксперт. — Судя по всему, что-то свисало с контактной сети пути и ударило прямо над кабиной машиниста. Он чисто интуитивно и совершенно верно, согласно инструкции, применил экстренное торможение. Это и послужило причиной схода. Причем схода незначительного – с рельсов сошла только первая колесная пара, а вагоны, что называется, „разобрались“. При этом нижняя часть локомотива и всего состава цела. Была бы версия подрыва, так и написали бы министру — „взрывная деформация“.
Опровержение
Большие вопросы вызывает и факт отсутствия «воронки от взрывного устройства эквивалентом 2 кг тротила».
Эксперт-взрывотехник, ознакомившийся с материалами предварительного расследования, сомневается в приведенных фактах:
— Не было никакого взрыва, по крайней мере, эквивалентом в 2 килограмма тротила, — заявил ветеран отечественных спецслужб. — На месте осталось лишь углубление диаметром 120 сантиметров и глубиной в 30 сантиметров. При заявленном взрыве осталась бы как минимум двухметровая воронка, да и вагон, под которым произошел взрыв, улетел бы с полотна на несколько десятков метров. Кроме того, произошел бы большой выброс щебня насыпи полотна, которым посекло бы вагоны, а этого нет.
Помимо этого эксперты отмечают и необычный для взрыва характер деформации рельса. При взрыве он был бы существенно искривлен. В данном же конкретном случае рельс фактически выбит, что подтверждает, скорее, версию технической причины деформации.
Объяснение найдено даже для обнаруженных неподалеку в овраге проводов якобы взрывного устройства:
— Найти вдоль наших дорог провода – дело несложное, — пояснил «Твоему ДНЮ» эксперт Минтранса. — Это могли быть, к примеру, провода системы центральной блокировки.
Еще более запутало ситуацию и то, что в первую очередь — около четырех часов утра — с места крушения был убран локомотив. Электровоз отвели в ТЧ-8 (Санкт-Петербург Московский-главный), в ремонтно-эксплуатационное бюро. Прибывших в Питер 15 августа экспертов РЖД и Минтранса до локомотива не допустили, сославшись на проведение работ взрывотехнической лабораторией.
Причина
Причинами разрушения железнодорожного полотна и, как следствие, схода состава эксперты Минтранса и РЖД склонны считать неудовлетворительное состояние дорог и локомотивов.
— Основной нам и коллегам из Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта кажется версия с одномоментным острым разрушение верхнего строения пути, — заявил «Твоему ДНЮ» эксперт Минтранса. — Вполне возможно, что в рельсе пошли внутренние трещины и критическая ситуация сложилась как раз при экстренном торможении и повышенном давлении на пути.
По словам специалистов, сама по себе идея скоростного движения в России на данный момент нереализуема. Максимальная скорость движения поездов между Москвой и Питером не может составлять более 160 километров в час — дорога не позволяет. Поезда же несутся со скоростью свыше двухсот километров, и каждый раз для катастрофы достаточно рокового стечения обстоятельств.