На днях аборигены острова Фиджи принесли официальные извинения гражданам Великобритании. За то, что их предки более ста лет назад съели английских миссионеров.
Группа христианских проповедников, состоящая из членов методистской церкви, прибыла на Фиджи 129 лет назад. Миссию возглавлял англичанин Джордж Браун. В апреле 1878 года четверо проповедников, и в их числе преподобный Томас Бейкер, были съедены членами племени толай. Узнав о случившемся, глава миссии перебил часть племени и сжег деревушку дотла. В Англии члены методистской церкви его поведение, разумеется, не одобрили. Под их нажимом британские колониальные власти провели расследование, в результате которого Брауна оправдали.
За всю историю контакта на Тихоокеанских островах не так уж много было съедено белых людей. Аборигены предпочитали не связываться с незнакомцами, обходясь «внутренними ресурсами». Когда же такое случалось, прецедент надолго оставался в памяти туземцев. Например, на острове Гоарибари как-то раз тоже съели миссионера - Джеймса Сейсбери, который прибыл обращать язычников в христианскую веру. Через сто лет после этого эпизода дальняя родственница съеденного - англичанка Шарлотт Сейнсбери собралась навестить место гибели предка. Сперва туземцы были ей не рады и посоветовали покинуть остров. Однако женщине удалось очаровать бывших каннибалов. И они обещали к ее следующему визиту разыскать череп предка, который, как назло, куда-то затерялся.
За что же так жестоко обошлись с Томасом Бейкером и его соратниками? Говорят, что в приступе дружелюбия преподобный отец пытался вынуть гребень из волос вождя племени. Или умудрился сорвать с него головной убор. Он же не знал, что голова вождя священна, вот и поплатился за панибратство. Однако жители острова быстро пожалели о содеянном. Через некоторое время после того, как они съели преподобного Бейкера, на остров посыпались несчастья. Больше века думали каннибалы, за что боги наказывают их, и вот в голову современного вождя пришла гениальная мысль: может быть, боги карают их за дедушкины грешки? «На нас лежит проклятие, - изрек вождь Филимони Нававабалеву. - Мы должны принести извинения за то, что случилось. Как только мы извинимся, мы очистимся». С этого момента племя стало готовиться к очищению.
Официальная церемония, во время которой были принесены ритуальные извинения, проходила очень торжественно. Ее принимал верховный комиссар Фиджи в Папуа - Новой Гвинее. Были приглашены потомки съеденного Бейкера. Чтобы добраться до деревушки кающихся каннибалов, им пришлось несколько часов колесить по джунглям на джипе. Взамен прадедушки они получили дары: домашний скот, дерюжки ручной работы и три десятка китовых зубов. Гостям продемонстрировали единственное, что осталось от Томаса Бейкера - ботинки, один из которых хранится в краеведческом музее острова Фиджи. Лишь они оказались каннибалам не по зубам.
Каннибализм – явление столь же искорененное, сколь и распространенное в современном обществе. Например, считается, что среди аборигенов Фиджи его нет с середины XIX века. Однако ни один год не обходится без упоминания этого явления в криминальных сводках вполне цивилизованных европейских стран. Например, французский заключенный Фредерик Гранкола напал на своего сокамерника во время обеда и успел частично употребить его в пищу, пока тюремщики не сообразили, что происходит на их глазах. В других странах людоеды становятся героями кинофильмов. Так, немецкий режиссер недавно собрался снимать фильм о своем соотечественнике-людоеде, который в 2001 году убил и съел работника компании Siemens. Впрочем, современные каннибалы не имеют ни малейшего желания извиняться за свои гастрономические пристрастия и никаких сожалений о содеянном не испытывают.