Автомобили будут продолжать расти в цене, и чем дальше, тем больше. Такой неоптимистичный прогноз сделали аналитики рынка. Один из извечных русских вопросов -"почему?", - адресуемый, в первую очередь, производителям, - получает лаконичный и четкий ответ - растет цена на металл.
Причем, довольно серьезно. И потому первыми, кто значительно поднимут цены на свои автомобили, станут азиатские производители, т.е. те, кто доселе предлагал свою продукцию по более низкой, чем европейцы и американцы, стоимости. Более дорогие бренды и так довольно дороги, и потому цена на них будет расти менее быстро, чем на относительно дешевые марки Китая, Кореи и Индии.
Только за последние несколько месяцев азиатские фирмы Nippon Steel и JFE Holdings (вторая и третья по величине сталелитейные компании в мире) подняли цены на сталь на 31%. А ранее цены повысила крупнейшая сталелитейная компания Arcelor Mittal.
Например, маркетологи Hyundai подсчитали, что за последний год из-за подорожания стали и других материалов себестоимость производства каждого автомобиля увеличилась на $513. Компания вынуждена была подписать соглашение с поставщиками комплектующих о повышении стоимости деталей на 20%. Таким образом, и сам концерн не может оставаться в убытке, он автоматически поднимет отпускные цены на свои автомобили.
Та же самая ситуация наблюдается и у китайцев. Одна из ведущих китайских автокомпаний - Great Wall - официально объявила о своем намерении в ближайшее время перейти на выпуск более дорогих, престижных моделей с тем, чтобы оправдать это самое увеличение цен. А индусы, недавно побившие мировой рекорд как производители самого дешевого в мире автомобиля, уже заявили, что отныне цена Tata Nano будет теперь на 500 долларов дороже, т.е. автомобиль будет предлагаться уже за $3000.
Что касается российского автопрома, то не исключено, что и в этом малоприятном для потребителей грядущем росте цен отечественные производители также отставать не будут. Причина та же - возросшие цены на сырье, и главное - на сталь. Ведь только на железнорудное сырье цена увеличилась почти на 70%! Кроме того, производство больно бьет по карману и возросшие тарифы на энергоносители, газ и инфляция, которую необходимо индексировать. Все это никак не может не отразиться в конечном счете на отпускной цене готовой продукции.
Но заводская цена - это одно, а когда машина поступает к продавцу-дилеру, он также накручивает свой процент - и в итоге все это отражается на кошельке покупателя. Чтобы как-то притормозить такой рост цен, и тем самым позволить отечественному покупателю сэкономить, Объединение автопроизводителей России (куда входят "АвтоВАЗ", "КамАЗ", "Северсталь-Авто" и "Русские машины") предпринимает кое-какие меры.
Например, в ближайшее время Объединение планирует обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия сталелитейных компаний, которые во втором квартале резко повысили цены на сталь для автопроизводителей.
А пока гиганты мирового автопрома пытаются «разрулить» ситуацию, нам с вами, видимо, придется покупать новые автомобили по возросшим ценам.
Сергей Бирюлин |