Банк России обратил внимание на еще одну проблему банковского сектора — выдачу так называемых доверительных кредитов корпоративным заемщикам.
Чтобы снизить процент выданных по знакомству или по безалаберности банкиров ссуд, ЦБ собирается перепроверять в Федеральной налоговой службе (ФНС) отчетность заемщиков и требовать от банков формирования повышенных резервов в случае ее недостоверности.
Соответствующие поправки к нормативным документам ЦБ уже одобрил комитет банковского надзора.
Об изменениях в положении Банка России 254-П "О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам" сообщил вчера первый зампред Банка России Геннадий Меликьян. После того как их одобрит совет директоров ЦБ и зарегистрирует Минюст, регулятор будет требовать от банка пересмотра качества ссуды, если выяснится, что оценку платежеспособности заемщика банк проводил на основании недостоверной отчетности. "Если заемщик предоставляет в банк фиктивную отчетность, значит он уже недобропорядочный и такая ссуда потенциально имеет повышенный риск", – считает Геннадий Меликьян. При выявлении таких фактов банк будет обязан отнести ссуду к третьей категории качества, а резерв по ней увеличить минимум до 50%.
Активность ЦБ в части контроля за кредитными рисками банков в сегменте корпоративного кредитования вызвана ухудшением финансового состояния многих компаний. "У компаний все меньше денег, – пояснил Геннадий Меликьян. – Об этом свидетельствует тот факт, что остатки средств нефинансовых организаций на счетах в банках практически не растут". По словам господина Меликьяна, за четыре месяца этого года средства, привлеченные банками от организаций, выросли всего на 3,7%. Рост за аналогичный период прошлого года был практически в два раза больше (7,3% без учета сумм, поступивших на счета в банках в результате ряда крупных сделок государственной значимости).
Выявлять случаи предоставления компаниям кредитов на основе их недостоверной отчетности Банк России в первую очередь будет посредством запросов в ФНС. В дальнейших планах ЦБ – создать собственную базу досье нефинансовых предприятий, позволяющую оценивать их платежеспособность. В настоящее время, по словам первого зампреда ЦБ, такая работа ведется в рамках департамента банковского регулирования и надзора и ряда территориальных учреждений ЦБ.
Практика выдачи банками кредитов заемщикам, предоставившим недостоверную отчетность, достаточно распространена. "Например, компания-заемщик работает в офшоре, и в России у нее практически нулевые обороты, – рассуждает заместитель гендиректора аудиторской компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова. – Формально ссуда такому заемщику не попадает в первую категорию качества, но банк уверен в его платежеспособности и, чтобы не увеличивать резервы, соглашается на фальсификацию отчетности". Зачастую отчетность фальсифицируется не с целью обмануть банк, а с целью скрыть истинное состояние дел от тех же налоговых органов, добавляет директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.
"Наибольшему риску подвержены мелкие и средние банки, у которых высока доля так называемых доверительных кредитов", – продолжает Алексей Терехов. По его оценкам, в результате резкого увеличения резервов у них могут пошатнуться показатели достаточности капитала, снизиться доходность или нарушиться ряд требований, необходимых для участия в системе страхования вкладов, что может закончиться отзывом лицензии.
В конечном итоге все будет зависеть от корректной реализации предложенных ЦБ мер, считают участники рынка. "У банков должно быть право обосновать свою позицию относительно платежеспособности того или иного заемщика", – считает зампред правления банка "Образование" Александр Акулов. Он считает, что было бы логичным дать банкам время для перестройки своих отношений с клиентами, а если этого сделано не будет, банки найдут способы обойти новое требование. "Например, кредитование будет замещено финансированием покупки облигационных займов или участием в капитале компаний-заемщиков", – предполагает Алексей Терехов.