24 июня в Новосибирске прошла встреча экспертного совета по проблеме мобильного мошенничества, в которой приняли участие региональное руководство компании «ВымпелКом», правоохранители, юристы, психологи и журналисты. Вывод, озвученный некоторым участниками, оказался противоречивым — несмотря на то что новосибирцы уже осведомлены о большинстве типов мобильного мошенничества, количество посягательств на деньги сотовых абонентов не уменьшается. Операторы и милиция сетуют на пассивность абонентов, однако признают, что успеть заблокировать счета преступников в любом случае непросто.«Жертвой мобильных преступлений стал почти каждый десятый житель страны. Около десяти миллионов пользователей мобильной связи стали жертвами мошенников. Так что проблема носит угрожающий характер», — обозначил актуальность вопроса глава новосибирского «ВымпелКома» Евгений Пепеляев. При этом почти половина жителей России полагает, что бороться с мошенниками в первую очередь должны сами операторы, а на вопрос об эффективности этой борьбы 70 % респондентов отвечают, что такая борьба вообще не ведется.
Примечательным оказалось выступление Сергея Шелудько, замглавы отдела «К» ГУВД Новосибирской области, который занимается расследованием высокотехнологичных преступлений. «Расцвет такого мошенничества в нашей области пришелся на 2006 год. Наверное, каждый из нас успел получить сообщение о проблеме, которую нужно решить, скинув сумму денег на счет. Сейчас благодаря СМИ и правоохранительным органам число мошенничеств немного снижается. Однако число попыток их совершить остается на том же уровне. И если ситуацию в нашей области мы выровняли, то теперь SMS к нам приходят с номеров из других регионов», — заявил он. По словам Сергея Шелудько, одна из основных проблем милиции — естественное нежелание граждан писать заявление и ходить на допросы, после того как у них обманом выманили 100 рублей.
Основная рекомендация при столкновении с любой просьбой дать денег, полученной через телефон, остается неизменной — проверить полученную информацию.
«Обычно в такую ситуацию попадают люди, которые не хотят быть плохими, — рассказала доцент кафедры клинической психологии ТГУ Елена Веселкова. — Они стесняются быть жесткими и дотошными. Мошенники на всех этапах используют наше желание сохранить лицо». Однако почти у всех вариантов мошенничества есть два признака, которые неизбежно их выдают: собеседнику нужны деньги, а у вас ограничено время, чтобы их передать.
Справка: Операторы разделяют мобильное мошенничество на несколько основных типов. «Случай с родственниками» — мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда и нужны деньги. «Ложный приз» — на телефон абонента звонит лже-ведущий известной музыкальной радиостанции, поздравляет с выигрышем ценного приза и просит перечислить деньги на мобильный счет. «SMS-просьба» — на телефон приходит SMS с просьбой: «У меня проблемы, позвони по _______ номеру, если номер не отвечает, положи на него ____ рублей и перезвони». «Платный код» — мошенник звонит или присылает SMS от лица службы технической поддержки сотового оператора с предложением подключить эксклюзивную услугу или избежать неких штрафных санкций. Для этого нужно набрать команду на телефоне или перечислить несколько карт оплаты на определенный номер.
В отделе «К» рекомендуют жаловаться на мобильных мошенников сайту МВД России
Руководитель службы безопасности новосибирского «ВымпелКома» Андрей Коростылев рассказал, что за неделю его отдел обрабатывает 1–2 тысячи запросов от правоохранителей. Если речь не идет о тяжелом преступлении, оператор реагирует на запросы милиции в срок до десяти дней. Массовые рассылки мошеннических SMS оператор вычисляет с помощью технической службы «Фрод» (англ. fraud — обман, мошенничество).
Однако блокировка номера, на который поступают деньги от обманутых абонентов, остается тяжеловесной бюрократической процедурой.
«В нашем регионе развернута экспериментальная программа для более оперативного взаимодействия с правоохранителями. Определенные сотрудники имеют право совершить моментальный звонок и получить нужную информацию. Однако для блокировки необходимо основание. Это либо представление правоохранительных органов, либо работа отдела «Фрод». В обоих случаях счет блокируется немедленно», — рассказал глава службы безопасности «ВымпелКома».
Однако «представление» от милиции ее сотрудник должен принести в сотовую компанию сам. На это у органов может уйти несколько недель. Электронным документооборотом новосибирские правоохранители не пользуются. Единой базы по телефонным мошенникам у милиции тоже нет. «Этим вопросом занимается несколько подразделений: наш отдел, городская криминальная милиция, районные управления. Если вы желаете поведать о попытке мобильного мошенничества — используйте сайт МВД России», — посоветовал Сергей Шелудько.
Впрочем, замглавы подразделения «К» пообещал, что если речь идет о мошенничестве типа «Случай с родственниками», то сотрудники милиции по жалобе абонента в течение нескольких часов успеют организовать задержание человека, который придет за деньгами для «родственника». Оператор использует и другие меры воздействия на мошенников, уверяют в «ВымпелКоме». «У нас есть специальная служба, специальные операторы, которые обучены правильно вести разговор с такими людьми. Как правило, после такой беседы номер замолкает навсегда. Человек понимает, что он под прицелом», — говорит Евгений Пепеляев.
Петр Малков
Фото автора