Первый законопроект предлагает разрешить страховым компаниям отказывать пострадавшим автомобилистам в восстановлении товарной стоимости их автомобилей после аварий. Уточняется, что утрата товарной стоимости транспортного средства не относится к страховому риску по ОСАГО, поскольку не может быть компенсирована восстановительным ремонтом после дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Практика применения закона об ОСАГО показала неоднозначность толкования судами различной юрисдикции понятия "утрата товарной стоимости", что приводит к принятию разных решений по вопросу подлежащих возмещению убытков, отмечается сопроводительных документах к законопроекту.
Приводится пример, что только сам факт ремонта автомобиля после ДТП влечет за собой утрату товарной стоимости автомобиля, даже если полностью восстановлены его функциональные характеристики и товарный вид, отмечается в заключении профильного комитета палаты.
При этом делается уточнение, что к утрате товарной стоимости относятся только те потери, которые не могут быть компенсированы восстановительным ремонтом.
Законопроектом определяется, что при определении размера подлежащих возмещению убытков учитывается износ заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих восстановительному ремонту. Данные положения предлагаются для недопущения неосновательного обогащения при возмещении убытков по ОСАГО.
Депутаты комитета полагают, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления темпов износа заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, подлежащих восстановительному ремонту.
Второй законопроект разрешить страховщикам снизить объем резервов на компенсации по ОСАГО. Законопроектом предлагается установить, что в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5% от его доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на страховые выплаты и прямое возмещение убытков до достижения резервом величины, равной 10% размера страхового резерва. По действующему закону, страховая компания направляет в страховой резерв всю разницу между доходами и расходами по договорам ОСАГО свыше 5%.
Законопроект устанавливает предельный уровень формируемого страховыми организациями страхового резерва. В своем резервном фонде страховые компании смогут резервировать на компенсационные выплаты по ОСАГО максимум 10% средств от объема резервного фонда.
В настоящее время процесс резервирования непонятен и непрозрачен, тогда как предлагаемый законопроектом десятипроцентный уровень соответствует международной практике, полагают авторы законопроекта. Приведение уровня страхового резерва в части ОСАГО приводится в соответствие с международной практикой в преддверии вступления России в ВТО, отмечают авторы.