Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Поэтому разговор от утилизации полимеров сразу вошел в деловое русло. Можно, говорили участники встречи, взамен пластиковой начать использовать бумажную и текстильную упаковку. Правда, стоить она будет значительно дороже. К тому же надо продумать экономические рычаги, чтобы заставить торговые сети города использовать ее. Для этого потребуется внести изменения в законодательную базу. Но это не в компетенции руководства Москвы.
Проект такого закона вроде бы есть, но он, как всегда, плавает где-то в недрах Госдумы и неизвестно, когда и где всплывет. Были и другие предложения, но взбодрились участники встречи вот по какому поводу.
Оказывается, в Санкт-Петербурге финская компания давно наладила выпуск саморазрушающегося пищевого пластика. Из него штампуют коробки для тортов, бутылки и пакеты. В процессе производства упаковки в сырье вносят специальную добавку. Через некоторое время она начинает действовать и превращает упаковку в простую воду, углекислый газ и биомассу.
Леонид Бочин, руководитель департамента, сразу оживился и предложил перенять опыт у соседей. Но тут выяснилось, что “палочку-выручалочку”, то есть саму добавку, питерские коммунальщики закупают в Англии, и стоит она недешево. Конечное удорожание продукции – 10 процентов. То есть бутылка кваса в супермаркете подорожает минимум на 20–30 копеек.
Тогда чиновник предложил идти сразу в двух направлениях. В первом случае – подключить к работе над этой проблемой столичных ученых-химиков и самим разработать такую добавку в пластик. А параллельно организовать закупки безвредной одноразовой посуды для использования в тех местах, где она требуется в больших количествах, – в системе быстрого питания и во время проведения массовых мероприятий – народных гуляний в парках на Масленицу, на других празднествах