Проектом закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" в связи с упразднением ЕСН и переходом на страховые принципы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов предлагается урегулировать отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР), в Фонд социального страхования РФ (ФСС), а также в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (фонды ОМС).
Документом определяются, в частности, круг плательщиков страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, суммы, неподлежащие обложению страховыми взносами, а также порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Как отмечается в сопроводительных документах, законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
С 1 января 2011 года, согласно тексту документа, устанавливаются единые тарифы страховых взносов для всех работодателей в ПФР - в размере 26%, ФСС - 2,9% и фонды ОМС - 5,1%. При этом в 2010 году тарифы страховых взносов в эти государственные внебюджетные фонды сохраняются в размерах действующих ставок ЕСН. Кроме того, в 2010 году сохраняются льготные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков с повышением в 2011-2014 годах.
Проект закона устанавливает также базу для начисления страховых взносов на физическое лицо для работодателей по всем видам обязательного социального страхования, которая не должна превышать в 2010 году 415 тысяч рублей, но в последствии будет индексироваться в связи с ростом зарплаты. С сумм выплат и иных вознаграждений (в пользу физических лиц), превышающих 415 тысяч рублей, страховые взносы взиматься не будут.
Кроме того, законопроектом предусматриваются переходные положения по передаче контрольных функций от налоговых органов ПФР и ФСС, а также определяется порядок взыскания задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 1 января 2010 года.
Другой законопроект, внесенный правительством, вводит механизм повышения денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Так, с 1 января 2010 года, согласно тексту документа, всем пенсионерам будут повышены трудовые пенсии, при определении размеров которых применяется механизм денежной оценки пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. Кроме того, предусматривается увеличение расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц на 10% и сверх этого на 1% за каждый год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Также предлагаемыми изменениями вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер как составная часть страховой части трудовой пенсии по правилам индексации страховой части. С 1 января 2015 года величина фиксированного базового размера будет увеличиваться на 6% за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет, отмечается в сопроводительных документах.
Кроме того, в законодательство вводится понятие "минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан": с 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. В противном случае пенсионеру предусматривается социальная доплата до прожиточного минимума. При этом данная социальная доплата не будет осуществляться в период выполнения оплачиваемой работы.
Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению (инвалидам вследствие военной травмы, участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы и другим) или размеры иных денежных выплат, которые в настоящее время исчисляются исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости, с 1 января 2010 года будут определяться в зависимости от размера социальной пенсии по старости.
Проектом закона вводится и новый порядок индексации социальных пенсий и соответственно всех иных выплат, размеры которых будут рассчитываться с применением величины социальной пенсии с учетом инфляции. С 1 января 2010 года вводятся два вида пенсий по государственному пенсионному обеспечению - пенсии за выслугу лет космонавтам и летчикам-испытателям.
Таким образом, исходя из новых условий назначения трудовых пенсий, фиксированный базовый размер пенсий по старости составит 2 тысячи 562 рубля, дифференцируемый для других видов трудовых пенсий в зависимости от категории получателя и вида пенсии, отмечается в документах.
В течение 2010 года предлагается осуществить индексацию страховой части трудовой пенсии по новым нормам на 13,6%. Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2010 году составит 7 тысяч 946 рублей.
Размер пособия по временной нетрудоспособности будет зависеть от страхового стажа работника - 60% заработка при стаже до пяти лет, 80% - от пяти до восьми лет и 100% - восемь и более лет. Соответственно, максимальная сумма выплаты этого пособия может составить в 2010 году в расчете за полный календарный месяц 20 тысяч 750 рублей, 27 тысяч 660 рублей или же 34 тысяч 583 рубля.
Максимальная сумма выплаты пособия по беременности и родам будет составлять в 2010 году 100% заработка независимо от стажа и равняться 34 тысячи 583 рубля вместо 25 тысяч 390 рублей в 2009 году.
Кроме того, законопроектом предлагается выплачивать гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы в ФСС, без ограничения его максимального размера суммой в 6000 рублей (с учетом индексации с 1 января 2009 года - 7 тысяч 492 рубля), как это предусмотрено в настоящее время. С учетом установления предельной величины базы для начисления страховых взносов на физическое лицо, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных граждан составит 13 тысяч 833 рубля.