Как пишет РБК daily, им удалось ознакомиться с предложениями бизнеса по четырем новым «дорожным картам» по улучшению инвестклимата, которые должны быть рассмотрены правительством осенью. Все они направлены на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ). В частности, предприниматели предлагают предоставлять бюджетные субсидии госкомпаниям, готовым сотрудничать с малыми предпринимателями, тотально ввести электронный документооборот и облегчить процедуру регистрации предприятий. По плану Белого дома к 2020 году Россия должна подняться на 100 ступеней и занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. То, что страна занимает одно из последних мест, неудивительно. Только по одному из критериев — процедуре регистрации предприятий — Россия на 111-м месте. Чтобы повысить качество инвестклимата, Агентство стратегических инициатив (АСИ) разработало для правительства четыре новые «дорожные карты» . KPI, которые проставили предприниматели для чиновников, — сокращение времени регистрации компаний с 30 до двух дней к 2018 году, одновременно стоимость услуги должна упасть с 5,6 тыс. до 3,1 тыс. руб., а уставный капитал должен быть изменен с 10 тыс. руб. до ноля. В целом количество процедур, необходимых для регистрации, должно уменьшиться с девяти до одной. «Мы предлагаем избавиться от оформления ряда документов — например, нотариального заверения банковских карт, и сделать отдельный интернет-портал, где можно было бы регистрировать предприятие», — пояснил один из разработчиков «карты». Также бизнес предложит правительству оптимизировать процедуру регистрации собственности (по этому показателю Россия на 45-м месте), сократив количество процедур с пяти до одной за счет уменьшения количества необходимых документов. Еще одна из «дорожных карт» посвящена повышению качества регуляторной среды для бизнеса. Здесь предлагается унифицировать требования, которые государство применяет к предприятиям. «На постоянных проверках госслужбами бизнес теряет миллионы рублей. Мы предлагаем определить комплекс государственных мер для облегчения взаимодействия бизнеса с властями», — рассказывает собеседник РБК daily, консультировавший разработчиков «карт». Четвертая инициатива включает расширенный доступ МСБ к закупкам естественных монополий, инфраструктурных организаций и компаний с госучастием. Сейчас доля МСБ в закупках госкомпаний составляет менее 10%, тогда как в развитых странах это значение достигает 50%. Также предлагается запретить искусственно объединять в лоты технологически не связанную продукцию, определить квоту для закупки инновационной продукции (10—20% от всего заказа), сделать авансовые платежи по инновационным закупкам обязательными (для МСБ 40—50% от всей суммы заказа), а кроме того, предоставить ценовые преференции подрядчикам, планирующим привлекать МСБ в качестве субподрядчика в объеме не менее 30% от заказа. По словам собеседника, разница по себестоимости продуктов, предлагаемых МСБ и крупным бизнесом, могла бы компенсироваться заказчику за счет средств федерального бюджета. Сейчас доля МСБ в ВВП, по разным оценкам, составляет 20%, в ВВП развитых стран — 50%. «Среднему бизнесу, представляющему даже сопоставимую по качеству с иностранными аналогами инновационную продукцию (а она существует), крайне сложно выиграть тендер у крупного бизнеса и зарубежных поставщиков в силу комплекса объективных и субъективных причин», — комментирует директор АСИ по направлению «Новый бизнес» Артем Аветисян.
|