В начале февраля произошли два случая самоубийств подростков, когда они выбрасывались из многоэтажных домов
После того, как в России произошли подряд три случая самоубийств подростков, в результате которых погибли четверо детей, уполномоченный по правам ребенка при президенте Павел Астахов заявил, что в России очень тяжелое положение с детскими самоубийствами, и что эту проблему необходимо решать на государственном уровне. 9 февраля стало известно о смерти семиклассника в Якутске, за день до этого в Москве выбросился из окна 15-летний мальчик, а ранее в подмосковной Лобне покончили с собой две 14-летние школьницы. "Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тыс. детей. Покушений на самоубийство - в 3-4 раза больше", - цитирует слова Астахова Интерфакс. О причинах самоубийств подростков пишет ВВС со слов заместителя главного врача детской психиатрической больницы №6 Петра Безменова. Петр Безменов: Подростковый возраст считается наиболее уязвимым в плане чувствительности к внешним факторам. К факторам психологическим, факторам социальным - макросоциальным; микросоциальным, семейным. Подростковому возрасту в целом свойственно остро реагировать на эти факторы. И суицидальное поведение является одной из форм таких реакций. Подростковый возраст характеризуется тем, что у ребенка появляется оппозиционное поведение по отношению ко взрослым. Подростки стараются доказать свою самостоятельность, независимость. В числе способов, которыми они пытаются это доказать, в том числе и суициды. Это связано и с биологическими особенностями. В этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, физиологическая перестройка. В частности, это касается адреналина, который сильно будоражит подростков. То, что суицидальное поведение довольно часто выявляется у подростков, обусловлено как физиологическими факторами, так и социальными и психологическими. Недаром этот возраст считается критическим. Би-би-си: Можно ли считать, что ситуация в России с подростковыми самоубийствами отличается от других стран? Что такое суицид у подростка? Это по сути признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того, чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти." П.Б.: Существует классификация стран по частоте суицидов, принятая Всемирной организацией здравоохранения. Россия по этой классификации относится к странам с очень высоким уровнем самоубийств, пишет ВВС. Там частота свыше 20 случаев на 100 тыс. населения. Но при этом, правда, имеются в виду все возраста. Во многом такая высокая частота суицидов, в частности, среди подростков, обусловлена тем, что отсутствует четкое и системное понимание подходов к профилактике такого поведения. Мы пытаемся бороться с частностями, с деталями, с последствиями. Пытаемся закрывать интернет-сайты, которые призывают к суициду, описывают его способы. Пытаемся запрещать пропаганду суицида в средствах массовой информации. Это, конечно, тоже очень важно, но только за счет запретительных мер нельзя добиться успеха. Би-би-си: А что нужно делать? П.Б.: Для профилактики суицида в ребенке с пеленок, с младенчества необходимо воспитывать навык адаптивного поведения. Умения преодолевать те или иные конфликтные ситуации. Что такое суицид у подростка? Это по сути признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того, чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти. И до тех пор, пока именно системно не будет изменен подход, не будет сделан акцент на профилактике, на воспитании в ребенке умения этого адаптивного поведения, к сожалению, борьба с такими частностями, как эти интернет-сайты, не даст должного эффекта. Если всерьез ставить задачу сокращения риска суицидального поведения у детей, то, прежде всего, необходимо проведение мероприятий, ориентированных на семью. Спектр таких мероприятий широк: это и издание буклетов с информацией о факторах, способствующих суициду, признаками, по которым можно судить о подготовке к суициду. По данным литературы, такие косвенные признаки имеются обычно в трех четвертях случаев суицидов. Другими словами, в 75 из 100 случаев суицида подростков об этом можно было догадаться заранее. Но ни родители, ни учителя в школе об этом просто не знали." Другими словами, в 75 из 100 случаев суицида подростков об этом можно было догадаться заранее. Но ни родители, ни учителя в школе об этом просто не знали. Помимо семьи, необходимо работать с учебными заведениями. Целесообразно разработать регламент по выявлению детей из группы риска по суицидам, соответственно, нуждающихся в комплексной семейной психологической помощи. Необходимо работать со СМИ, в частности - с электронными. Частью этой работы является запрещение сайтов, содержание которых может прямо или косвенно подтолкнуть к совершению суицида, но еще и необходима создание и широкая реклама ресурсов, которые помогут подросткам искать выход из трудных жизненных ситуаций. Четвертое звено - медицинская составляющая. В части случаев суицидальное поведение относится к биологической, медицинской проблеме. Но врачи первичного звена не всегда знают как выявлять такие признаки, как с этим работать. Здесь необходимо обучение врачей первичного звена, нужно, возможно, подумать о том, чтобы психиатров включали в перечень специалистов, которые проводят диспансеризацию перед началом школьного обучения и в подростковом возрасте. Ну и создание системы этапной помощи детям и подросткам, которые имеют суицидальные наклонности. Чтобы была преемственность между школьными психологами, психологами в поликлиниках, специалистами в стационарах и теми, кто осуществляет постгоспитальную коррекцию. |