Проблемы
государственного регулирования на финансовом рынке и взаимодействия его
основных регуляторов, а также отсутствие государственной системы
мониторинга и управления рисками на рынке и недостаточный контроль за
финансовым состоянием его участников значительно усложнили борьбу с
финансовым кризисом в 2008 году и ликвидацию его последствий, говорится
в отчете Счетной палаты (СП) РФ, пишет РИА Новости. Ведомство завершило проверку того, насколько эффективным в 2008 году
оказалось действующее законодательство и нормативная база о финансовом
рынке и рынке ценных бумаг в Федеральной службе по финансовым рынкам
(ФСФР). Работа проводилась, чтобы определить эффективность действующего
законодательства о финансовых рынках для стабилизации финансовой
системы и эффективности деятельности ФСФР по принятию соответствующих
нормативных актов. Проверка проходила с 25 декабря 2008 года по 6
апреля 2009 года, отчет содержит 19 выводов. Нет инфраструктуры - нет ликвидности Аудиторы СП отмечают, что основные задачи Стратегии развития
финансового рынка РФ на 2006-2008 годы не выполнены и уровень
законодательного обеспечения рынка на конец 2008 года не соответствовал
его потребностям. "Важнейшей нерешенной проблемой остается незавершенность
формирования правовых основ функционирования инфраструктуры финансового
рыка", - отмечается в итоговом документе. Централизованная система хранения ценных бумаг и учета прав на них
не создана, стандарты национальной депозитарной системы не разработаны
и не утверждены, ФГУП "Центральный депозитарий" не может приступить к
деятельности из-за отсутствия лицензии - в нарушение ряда указов
президента РФ, говорится в отчете. Более того, речь идет и об опасениях
"перетока" ликвидности с российского рынка за рубеж - к этому могут
привести "противоречия интересам российского фондового рынка", которые
есть в законопроектах по центральному депозитарию. Нет мониторинга - нет контроля В Счетной палате отмечают проблемы в государственном регулировании
рынка, сложное распределение регуляторных и надзорных полномочий, а
также отсутствие со стороны госорганов постоянного системного анализа
ситуации на фондовом рынке и деятельности крупных финансовых институтов. "ФСФР России из-за недостаточного программного и технического
обеспечения, а также собственных недостатков в организации работы не
обеспечивает системный мониторинг ситуации и изменений в обстановке на
финансовом рынке", - считают эксперты СП. Проверяющее ведомство также отмечает, что ФСФР не проверяет
выявленные фондовыми биржами нестандартные сделки с ценными бумагами на
биржах и сама не занимается их выявлением. Параметры и сочетание
критериев нестандартных сделок устанавливаются биржей и не
регламентированы ФСФР и российским законодательством. Из-за этого биржи
"могут создавать более или менее благоприятные условия" для их
совершения. В Счетной палате также отмечают, что в ФСФР не анализируется
информация и "практически полностью отсутствует контроль" совершенных
внебиржевых сделок, и эта деятельность не регламентирована нормативными
правовыми актами. Нормативы нужно обосновать В отчете не обошли стороной и актуальную в последнее время тему
соблюдения профучастниками нормативов достаточности собственных
средств. В отчете говорится об отсутствии "какого-либо экономического и
математического обоснования" этих показателей, установленных на момент
проверки, и отмечается, что "они не могут свидетельствовать о
финансово-экономическом состоянии участника рынка, результатах ведения
им финансово-хозяйственной деятельности, рентабельности и возможности
наступления банкротства". В результате существующая система требований и контроля за
финансовым состоянием профучастников не позволяет эффективно
предупреждать и выявлять на ранней стадии их действия, которые создают
нестабильность на рынке или приводят к ущербу владельцев ценных бумаг,
считают в Счетной палате. Товарные биржи - проверить, права - защитить Проверялась и деятельность товарных бирж, в отношении которых
аудиторы отметили, прежде всего, необходимость переоформления лицензий,
которые были получены на основании положений о лицензировании,
утвержденных в 1994-1995 годах. В Счетной палате настаивают на "серьезной реорганизации" работы ФСФР
по контролю за товарными биржами из-за того, что биржи систематически
нарушают требования законодательства РФ о товарных биржах. Еще одним выводом, который эксперты озвучили в докладе, стало
отсутствие системы защиты прав владельцев и контроля за их соблюдением
эмитентом и профучастниками. "Целостного организационного механизма" в виде эффективных
правоустанавливающих, правоприменительных и контрольно-надзорных
подсистем на сегодня в России нет, считают в Счетной палате. |