Большинство россиян (58%) предпочитают копить на крупные
покупки, нежели покупать их в кредит. Такие данные были получены в ходе
опроса Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишет РБК.
Такой стратегии придерживаются, в основном, пожилые (71%) и обеспеченные
респонденты (63%), а также москвичи и петербуржцы (68%). Почти
четверть опрошенных предпочитают приобретать товары в кредит (23%). В
основном это респонденты средних лет (29-30%), со средним уровнем
доходов (25%), жители малых и средних городов (по 26%). Наименее
востребованы респондентами покупки в долг (8%). Занимают деньги прежде
всего респонденты 25-34 лет (13%), малообеспеченные (11%), жители Москвы
и Санкт-Петербурга (16%). Для женщин более традиционны приобретения в
кредит (25% против 21%), в то время как мужчины чаще предпочитают
обходиться своими силами и откладывать деньги (59% против 57%). По
данным ВЦИОМ, за десять лет количество бытовой техники в домах россиян
существенно выросло. Так, практически в каждой семье сегодня есть
телевизор и холодильник (по 96%, в 1990г. - 87% и 85% соответственно).
Также более 80% опрошенных - обладатели стиральной машины (с 73% до
89%), пылесоса (с 66% до 80%), часов (с 78% до 85%) и мебели (с 48% до
91%), причем за десять лет меблированных домов стало в два раза больше. Кроме
того, резко увеличилась в России доля владельцев микроволновых печей (с
3% до 55%) и видеомагнитофонов, DVD-плееров (с 4 до 63%). В то же время
из домов респондентов исчезают радиотехника (с 61% до 47%), швейные
машины (с 55% до 47%) и пианино (с 11% до 6%). Главным мотивом
приобретения товаров длительного пользования для россиян остается
стремление создать в доме условия для удобной, комфортной жизни (61%).
На втором месте по значимости - необходимость замены старых вещей
новыми, причем за последние десять лет этот стимул стал более популярным
(с 39% до 45%). Остальные мотивы совершения крупных покупок
актуальны не более, чем для 11% опрошенных: так, 7% делают приобретения,
руководствуясь не утилитарными соображениями, а желанием иметь красивые
и дорогие вещи, 3% рассматривают дорогостоящие покупки как способ
инвестиции, а 1% убежден, что в условиях дефицита подобные товары не
будут лишними. Вынужденная покупка новых товаров в виду износа
старых характерна в первую очередь для малообеспеченных (52%),
респондентов предпенсионного и пенсионного возрастов (50-52%), женщин
(47%). Стремлением к комфорту и красоте руководствуются главным образом
состоятельные россияне (65% и 12% соответственно) и молодежь (71% и
9-10%). Большинство россиян, как и раньше, совершают покупки
товаров длительного пользования в своем населенном пункте. Однако за
последние десять лет "потребителей-домоседов" стало меньше (с 74% до
69%). Те, кто все же выезжают за покупками, как правило, едут в районный
или областной центр своего региона (18%). Причем этот маршрут стал,
напротив, несколько более востребованным (с 15% до 18%). Популярные
десять лет назад выезды в Москву и Санкт-Петербург стали значительно
менее распространены сегодня (с 12% до 4%). А поездки в близлежащие
города и села, напротив, совершаются значительно чаще (5%). Инициативный
всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 17-18 июля 2010г. Опрошены 1,6 тыс.
человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках
России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
|