Несмотря на явный рост налоговых поступлений, большинство регионов
сверстали свои бюджеты консервативно. Но сейчас они становятся смелее и
начинают добавлять деньги на свои планы.
Рэнкинг, в котором регионы получают
места в соответствии с величиной плановых государственных расходов в
расчете на душу населения, «Ф.» составляет четвертый год подряд. Как
обычно, в числе регионов с самыми высокими подушевыми тратами оказались
три богатых нефтегазовых автономных округа, а также Москва и
Санкт-Петербург. Бюджеты обеих столиц так велики, что даже огромная
численность населения не помешала им попасть в первую десятку.
Аутсайдеры в лидерах. Кроме того, в верхней части
списка закономерно оказался почти весь Дальний Восток. Людей на его
обширных территориях живет немного, в то же время суровые природные
условия и невысокая концентрация промышленности диктуют особый вес
государства в экономике: на его финансирование опираются базовые для
регионов сектора – строительство, госуправление и инфраструктурные
отрасли, включая ЖКХ. В этом плане Чукотке нет равных – население
недотягивает до 49 тыс. человек, при этом на инфраструктуру,
строительство и административные функции приходится примерно половина
валового регионального продукта. Это и обеспечивает округу первое место
по величине подушевых расходов. В сопоставимых ценах «начальники
Чукотки» тратят в 7-–8 раз больше, чем их коллеги из регионов,
замыкающих рэнкинг.
Некоторые экономически слабые регионы также попали в верхнюю часть
списка благодаря высокой зависимости от государственного финансирования.
Например, Республика Тыва и Чечня не намного отстали от Тюменской
области и Сахалина и обошли промышленно развитые Калужскую, Кемеровскую
и Белгородскую области. И все же большинство регионов с депрессивной
экономикой оказались на нижних ступенях рэнкинга, пишет finansmag.ru.
Осторожность превыше всего. Рост экономики позитивно отразился
на наполнении казны на субфедеральном уровне. По данным Минфина, в
прошлом году регионы в среднем нарастили налоговые и неналоговые доходы
консолидированных бюджетов на 17,3%. В семи субъектах Федерации
поступления увеличились на 40% и больше. У 20 регионов из
83 консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом. В этом году
ситуация пока также не вызывает беспокойства. Как сообщил в середине
марта вице-премьер Алексей Кудрин, по итогам первых двух месяцев регионы
получили на 8% больше доходов, чем за аналогичный период 2010-го.
Среди немногочисленных регионов, планирующих в текущем году более
активно воздействовать на экономику через бюджет, выделяется Москва.
Сергей Собянин, вступив в должность столичного мэра прошлой осенью, стал
вносить коррективы в уже прошедший первое чтение документ, в частности,
утроив инвестиции в транспортную систему. В результате всех правок
расходы консолидированного бюджета Москвы в этом году должны увеличиться
на 27% – больше позволила себе только Камчатка.
Тем не менее, большинство губернаторов, верстая финансовые планы на 2011
год, явно осторожничали. Власти только двух регионов – Московской
области и ЯНАО – ожидают превышения доходов над расходами. Лишь в 15
консолидированных бюджетах предполагается увеличение доходов с
прошлогоднего уровня, наращивать расходы собираются только в 24
регионах. В то же время многие запланировали существенное сокращение
параметров бюджетов. Причем в числе самых рьяных консерваторов оказались
как регионы, слабо обеспеченные собственными доходами (например,
Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Калмыкия), так и вполне самостоятельные.
Например, расходы консолидированного бюджета Татарстана изначально
планировалось ужать по сравнению с фактическими прошлогодними на 27%,
Тюменской области – на 22%.
Отчасти консерватизм губернаторов можно объяснить планируемым
сокращением межбюджетных трансфертов. В этом году федеральный центр
направит в регионы 1,26 трлн рублей – примерно на 100 млрд меньше, чем в
2010-м. Многих от излишней щедрости удерживают и накопленные долги,
сумма которых в целом по России за последние три года выросла вдвое до
1,1 трлн рублей.
Конечно, с учетом приближающихся выборов и при условии сохранения
высоких цен на нефть планы будут повсеместно пересматриваться в сторону
наращивания. В отдельных случаях такие корректировки уже происходят.
Так, например, в Татарстане республиканский бюджет начали избавлять от
чрезмерного консерватизма уже в феврале, добавив в доходную и расходную
части по 12,6 млрд рублей. В марте Свердловская область увеличила
планируемые траты на 7,3 млрд рублей, Новосибирская область – на 5,3
млрд рублей, Иркутская область – на 3,7 млрд рублей.
Рэнкинг бюджетов российских регионов
Место в рэнкинге
|
Субъект Федерации
|
Население, млн чел.
|
Параметры консолидированного бюджета на 2011 год, млрд руб.
|
Расходы на душу населения в 2011 г., тыс. руб.
|
Доходы
|
Расходы
|
Профицит (+) /
дефицит (-)
|
Номинальные
|
Скорректированные на уровень цен
|
1
|
Чукотский АО
|
0,05
|
16,3
|
16,5
|
-0,2
|
339,7
|
196,5
|
2
|
Ненецкий АО
|
0,04
|
10,5
|
12,2
|
-1,6
|
287,4
|
179,1
|
3
|
Ямало-Ненецкий АО
|
0,55
|
110,6
|
110,4
|
+0,2
|
202,0
|
141,3
|
4
|
Москва
|
10,56
|
1265,3
|
1411,4
|
-146,1
|
133,6
|
95,2
|
5
|
Камчатский край
|
0,34
|
52,7
|
55,2
|
-2,5
|
161,3
|
93,6
|
6
|
Республика Саха
(Якутия)
|
0,95
|
101,8
|
109,2
|
-7,4
|
115,0
|
90,0
|
7
|
Магаданская область
|
0,16
|
19,8
|
20,9
|
-1,0
|
129,5
|
89,8
|
8
|
Ханты-Мансийский АО
|
1,54
|
164,0
|
169,7
|
-5,7
|
110,3
|
83,9
|
9
|
Санкт-Петербург
|
4,60
|
355,4
|
385,1
|
-29,7
|
83,7
|
79,5
|
10
|
Сахалинская область
|
0,51
|
47,7
|
54,2
|
-6,5
|
106,1
|
74,1
|
11
|
Тюменская область
|
1,35
|
113,3
|
119,3
|
-6,0
|
88,7
|
73,4
|
12
|
Красноярский край
|
2,89
|
145,3
|
176,3
|
-31,0
|
60,9
|
58,5
|
13
|
Республика Алтай
|
0,21
|
11,0
|
11,4
|
-0,4
|
54,2
|
55,2
|
14
|
Чеченская Республика
|
1,27
|
61,5
|
61,7
|
-0,1
|
48,6
|
53,8
|
15
|
Республика Тыва
|
0,32
|
14,5
|
14,9
|
-0,4
|
47,1
|
49,7
|
16
|
Мурманская область
|
0,84
|
47,0
|
51,1
|
-4,0
|
61,0
|
49,3
|
17
|
Республика Коми
|
0,95
|
48,0
|
54,5
|
-6,5
|
57,3
|
49,1
|
18
|
Калужская область
|
1,00
|
39,7
|
44,4
|
-4,7
|
44,3
|
48,7
|
19
|
Кемеровская область
|
2,82
|
101,7
|
109,8
|
-8,1
|
38,9
|
47,2
|
20
|
Белгородская область
|
1,53
|
53,9
|
60,1
|
-6,2
|
39,3
|
45,3
|
21
|
Амурская область
|
0,86
|
38,5
|
42,7
|
-4,2
|
49,6
|
44,4
|
22
|
Республика Карелия
|
0,68
|
28,5
|
30,7
|
-2,1
|
44,8
|
43,7
|
23
|
Новгородская область
|
0,64
|
23,7
|
25,6
|
-1,9
|
39,9
|
43,1
|
24
|
Республика Мордовия
|
0,83
|
23,6
|
31,2
|
-7,6
|
37,7
|
42,8
|
25
|
Московская область
|
6,75
|
323,5
|
315,2
|
8,3
|
46,7
|
42,8
|
26
|
Республика Татарстан
|
3,78
|
127,3
|
138,3
|
-11,0
|
36,6
|
42,7
|
27
|
Калининградская область
|
0,94
|
36,8
|
40,5
|
-3,6
|
43,2
|
42,1
|
28
|
Архангельская область
|
1,21
|
50,4
|
57,5
|
-7,1
|
47,5
|
41,6
|
29
|
Республика Хакасия
|
0,54
|
18,5
|
21,1
|
-2,6
|
39,2
|
41,2
|
30
|
Приморский край
|
1,98
|
86,4
|
95,4
|
-9,0
|
48,1
|
40,9
|
31
|
Забайкальский край
|
1,12
|
37,1
|
40,2
|
-3,1
|
36,0
|
40,1
|
32
|
Ярославская область
|
1,31
|
46,5
|
50,0
|
-3,5
|
38,3
|
40,0
|
33
|
Томская область
|
1,04
|
40,3
|
41,5
|
-1,2
|
39,8
|
39,9
|
34
|
Тверская область
|
1,36
|
46,9
|
51,8
|
-5,0
|
38,1
|
39,3
|
35
|
Ленинградская область
|
1,63
|
59,8
|
64,0
|
-4,2
|
39,3
|
38,6
|
36
|
Вологодская область
|
1,21
|
42,9
|
47,8
|
-4,9
|
39,3
|
38,1
|
37
|
Хабаровский край
|
1,40
|
65,7
|
69,2
|
-3,5
|
49,4
|
38,0
|
38
|
Новосибирская область
|
2,65
|
96,4
|
100,8
|
-4,5
|
38,1
|
37,8
|
39
|
Орловская область
|
0,81
|
23,4
|
25,5
|
-2,1
|
31,4
|
37,6
|
40
|
Самарская область
|
3,17
|
112,1
|
120,9
|
-8,8
|
38,1
|
37,3
|
41
|
Республика Бурятия
|
0,96
|
31,1
|
35,1
|
-4,0
|
36,4
|
37,3
|
42
|
Свердловская область
|
4,39
|
154,2
|
167,0
|
-12,8
|
38,0
|
37,0
|
43
|
Нижегородская область
|
3,32
|
106,1
|
116,3
|
-10,2
|
35,0
|
36,9
|
44
|
Псковская область
|
0,69
|
20,0
|
23,3
|
-3,3
|
33,8
|
36,6
|
45
|
Пензенская область
|
1,37
|
37,8
|
42,9
|
-5,1
|
31,2
|
36,3
|
46
|
Оренбургская область
|
2,11
|
63,3
|
65,6
|
-2,3
|
31,1
|
36,1
|
47
|
Костромская область
|
0,69
|
20,5
|
22,4
|
-1,9
|
32,5
|
35,9
|
48
|
Липецкая область
|
1,16
|
34,4
|
38,5
|
-4,1
|
33,2
|
35,8
|
49
|
Пермский край
|
2,70
|
88,6
|
97,8
|
-9,2
|
36,2
|
35,5
|
50
|
Иркутская область
|
2,50
|
81,3
|
83,8
|
-2,5
|
33,5
|
35,5
|
51
|
Волгоградская область
|
2,59
|
75,4
|
84,3
|
-8,9
|
32,5
|
35,3
|
52
|
Смоленская область
|
0,97
|
28,7
|
32,2
|
-3,5
|
33,3
|
34,9
|
53
|
Челябинская область
|
3,51
|
103,0
|
112,7
|
-9,6
|
32,1
|
34,9
|
54
|
Еврейская АО
|
0,19
|
6,8
|
7,4
|
-0,6
|
40,0
|
34,8
|
55
|
Удмуртская Республика
|
1,53
|
38,0
|
45,5
|
-7,5
|
29,8
|
34,8
|
56
|
Астраханская область
|
1,01
|
28,7
|
31,0
|
-2,3
|
30,8
|
34,6
|
57
|
Краснодарский край
|
5,16
|
160,1
|
169,7
|
-9,6
|
32,9
|
34,6
|
58
|
Рязанская область
|
1,15
|
33,3
|
37,6
|
-4,3
|
32,7
|
34,2
|
59
|
Республика Башкортостан
|
4,07
|
104,3
|
120,9
|
-16,7
|
29,7
|
33,9
|
60
|
Омская область
|
2,01
|
56,6
|
57,7
|
-1,2
|
28,7
|
33,5
|
61
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
0,89
|
23,0
|
24,3
|
-1,4
|
27,2
|
33,0
|
62
|
Саратовская область
|
2,56
|
66,4
|
68,7
|
-2,2
|
26,8
|
33,0
|
63
|
Кировская область
|
1,39
|
38,8
|
42,5
|
-3,7
|
30,5
|
32,5
|
64
|
Владимирская область
|
1,43
|
40,1
|
44,1
|
-4,0
|
30,8
|
32,4
|
65
|
Курганская область
|
0,95
|
25,6
|
28,2
|
-2,6
|
29,8
|
32,3
|
66
|
Тульская область
|
1,54
|
41,4
|
45,6
|
-4,2
|
29,6
|
32,1
|
67
|
Курская область
|
1,15
|
32,4
|
34,6
|
-2,3
|
30,2
|
31,8
|
68
|
Республика Марий Эл
|
0,70
|
17,3
|
18,5
|
-1,2
|
26,4
|
31,2
|
69
|
Ростовская область
|
4,23
|
114,4
|
121,7
|
-7,3
|
28,8
|
30,3
|
70
|
Алтайский край
|
2,49
|
61,6
|
64,0
|
-2,5
|
25,7
|
29,7
|
71
|
Воронежская область
|
2,26
|
62,5
|
66,6
|
-4,2
|
29,5
|
29,2
|
72
|
Ивановская область
|
1,07
|
27,1
|
29,3
|
-2,2
|
27,5
|
29,2
|
73
|
Республика Ингушетия
|
0,52
|
12,4
|
12,4
|
0,0
|
24,0
|
29,0
|
74
|
Республика Адыгея
|
0,44
|
10,2
|
11,4
|
-1,2
|
25,8
|
28,7
|
75
|
Ульяновская область
|
1,30
|
28,8
|
31,9
|
-3,1
|
24,6
|
28,6
|
76
|
Тамбовская область
|
1,09
|
28,3
|
29,0
|
-0,8
|
26,7
|
28,4
|
77
|
Республика Северная Осетия
|
0,70
|
16,6
|
16,9
|
-0,3
|
24,1
|
28,2
|
78
|
Республика Дагестан
|
2,74
|
63,3
|
65,6
|
-2,3
|
24,0
|
27,5
|
79
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
0,43
|
10,2
|
10,8
|
-0,5
|
25,2
|
27,4
|
80
|
Ставропольский край
|
2,71
|
68,3
|
73,2
|
-4,9
|
27,0
|
26,5
|
81
|
Чувашская Республика
|
1,28
|
28,2
|
29,3
|
-1,2
|
23,0
|
26,4
|
82
|
Республика Калмыкия
|
0,28
|
6,3
|
6,5
|
-0,2
|
23,0
|
25,8
|
83
|
Брянская область
|
1,29
|
28,0
|
28,3
|
-0,4
|
21,9
|
24,6 | |