Фото: Злаказова Лилия/РГ Каждый десятый мужчина в России отказался от алкоголя. Не вдруг, конечно, а в течение двадцати лет. У женщин привычка выпивать оказалась сильнее, но и здесь каждая двадцатая стала обходиться в жизни без горячительного допинга. Предпосылкой для такой позитивной тенденции стал тот факт, что еще в "лихие девяностые" Россия перешла от северного типа потребления алкоголя (предпочтение - водке) к среднеевропейскому, когда водку сочетают с пивом. И в целом за последние два десятилетия в России ситуация стала намного лучше. К такому выводу пришли эксперты НИУ "Высшая школа экономики", проанализировав социологический опрос международной компании Synovate Comcon, передает Российская Газета.. За период с 2000 по 2010 год потребление спиртного среди городского населения старше 16 лет упало с 78 до 70,5 процента, а количество тех, кто выпивает регулярно, уменьшилось на 2 миллиона - до 40,3 миллиона человек. Правда, изменения почти не коснулись пожилых людей: 75 процентов мужчин старшего возраста не изменили своего отношения к алкоголю. Зато аналитики выявили, по их мнению, главную закономерность - выбор алкогольных напитков стал важной частью образа жизни и тесно связан не только с уровнем дохода, но и с положением в обществе. И число тех, кто предпочитает слабые алкогольные напитки,
сегодня выше любителей водки, коньяка и других "сорокаградусных радостей". По данным опроса , любители легкого спиртного составляют 37 , 2 процента всех россиян , а водку и пиво предпочитают 32 , 5 процента . Есть среди мужской части населения России и те , кому теперь нравятся ранее " традиционные " женские напитки - шампанское и ликеры , таких неожиданно много , 26 процентов . Вполне закономерно и социальное расслоение . Среди тех , кто предпочитает пиво и водку , больше людей с неполным средним , средним и средним ОСОБЫМ ВОСПИТАНИЕМ , соответственно 65 и 45 процентов . А среди людей с НАИБОЛЬШИМ ВОСПИТАНИЕМ и научной степенью наиболее популярно вино ( 63 , 3 процента ) , а за ним следует водка ( 57 , 3 процента ) . На выбор напитков , АБСОЛЮТНО, ВОЗДЕЙСТВУЕТ и уровень дохода среднего россиянина . Если среднедушевой доход меньше 2 тысяч рублей , то АБСОЛЮТНЫЙ лидер среди предпочитаемого алкоголя - пиво( 70 , 6 процента ) , для групп с доходом 5 - 7
тысяч рублей она меньше - 57 , 4 процента . Необеспеченные слои населения редко обращают внимание на шампанское и вино ( 29 и 37 , 2 процента соответственно ) . А с ростом доходов увеличивается доля любителей виски и коньяка, которые становятся основным видом любимого спиртного обеспеченных людей (12 и 31 процент). Но тут надо уточнить, что исследован только рынок легального потребления, который занимает только треть от общего рынка, подчеркнул директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. "В нашей стране , который в массе своей представлен крепким алкоголем. В этой связи точность социологического опроса несколько теряется. Есть проблемы и с тем, что исследования показывают: в подобных опросах респонденты всегда стремятся повысить свой социальный статус и приписать себе употребление таких спиртных напитков, которые в реальной жизни для них доступны с большим трудом", - резюмировал он. Но даже с учетом этих поправок эксперта исследование фиксирует положительную динамику. Ведь доля теневого рынка с каждым годом тоже снижается. |