Оказывается, бизнес можно не создавать с нуля, а просто купить уже реально работающий. Давайте рассмотрим, как это сделать, какая сумма нужна для начала и какие при этом есть риски.
Если у вас есть предпринимательская жилка, 10 тысяч долларов и вы хотите получать с этой суммы прибыль больше, чем дают банки по валютным вкладам, то купите себе бизнес. Для начала, это может быть пункт видеопроката или обменная касса на периферии. Купив бизнес всего за 10-ку «зелени», не забывайте, что после покупки многие предприятия требуют дополнительных инвестиций. Отсюда делаем вывод – цена готового бизнеса складывается из непосредственно цены и суммы необходимых инвестиций для развития дела. В принципе, существуют предложения, не требующих дополнительных инвестиций - у действующего доходного бизнеса в таком случае просто меняется хозяин. Но такой бизнес обычно стоит дороже.
При покупке бизнеса необходимо смотреть не только на цену, но и на то, насколько понятен вам тот или иной бизнес, то есть справитесь вы с его управлением или нет. Например, управление парикмахерской или автомойкой может оказаться по плечу практически любому человеку, а вот для управления супермаркетом нужны и соответствующее образование, и коммерческая жилка.
Самыми привлекательными в сфере малого бизнеса, по данным статистики на данный момент, являются предприятия торговли и сервиса. Доля желающих приобрести бизнес в этой области составляет более 50%, тогда как доля желающих приобрести производственные предприятия составляет чуть больше 10%. Однако специалисты утверждают, что данный процент постоянно растет.
Оценка покупаемого бизнеса
Оценка покупаемого бизнеса - сложная задача и без помощи квалифицированного оценщика не обойтись. Главная трудность при оценке - получение необходимой информации о положении дел на предприятии и правильная ее интерпретация.
Одним из основных факторов для оценки стоимости предприятия, является его чистая прибыль. И не просто прибыль, отраженная в бухгалтерских отчетах, а та сумма, которую может изъять хозяин без ущерба для деятельности фирмы.
Вторым по степени важности показателем, который может повлиять на формирование стоимости бизнеса, является срок, в течение которого данный тип бизнеса способен приносить прибыль - он зависит от актуальности производимых товаров или услуг, наличие конкурентов и различных договоров.
Еще один показатель – арендуемые или собственные территории. Бизнес на аренде дешевле и быстрее окупается, однако он более рискован.
Что касается такого понятия, как «гудвил», которое подразумевает под собой совокупность оценочной стоимости нематериальных активов (бренд, профессионализм работников, деловые связи, различные ноу-хау и т.д.), то для малого бизнеса, этот показатель не столь существенен, как в больших корпорациях. Но бывают случаи, когда гудвил занимает большую долю в стоимости бизнеса. Это характерно, например, для фирм, разрабатывающих ПО, для которых самым главным богатством являются светлые головы программистов, а не материальные активы.
Еще одним важным фактором формирования стоимости бизнеса является трудовой коллектив, его профессионализм и управляемость. Например, большой риск несет фирма, бизнес которой построен на одном человеке. Соответственно стоимость такой фирмы будет ниже, чем той, где весь персонал продуктивно работает. Причем, при оценке таких рисков, важно рассматривать не только менеджеров высшего звена, но и всех уникальных специалистов.
В целом, оценка бизнеса может быть сведена к следующим 3-м методикам:
- Рыночная. Основана на анализе аналогичных сделок, с учетом всех особенностей предприятия;
- Восстановительная. Основана на оценке инвестиций, необходимых для создания аналогичного бизнеса с нуля. Стоимость таких инвестиций и является стоимостью бизнеса;
- Доходная. Основана на оценке прибыли, которую может давать фирма. Основной фактор, влияющий на оценку по данной методике, это срок окупаемости вложенных средств.
Смена "хозяина"
Процедура смены «хозяина» бизнеса - сложный и щекотливый вопрос, при котором существуют различные риски, в том числе и криминальные. Риск неисполнения обязательств по сделке купли-продажи бизнеса может быть минимизирован при наличии грамотного посредника с хорошей деловой репутацией.
Некоторые специалисты в качестве основных называют риск наличия скрытых внебалансовых обязательств. При некоторых схемах сделки такие долги, как не учтенные по балансу векселя, различные гарантии и поручительства, могут выявиться уже после сделки. И новому владельцу придется с ними разбираться.
Процедура передачи денег проста и состоит, обычно, из следующих шагов:
- Подписание соглашения о намерениях.
- Оформление расписки или перечисление аванса.
- Проверка бизнеса.
- Принятие окончательного решения о покупке и открытие аккредитив в пользу продавца (либо депозитной ячейки, используемой по механизму аккредитива).
- Подписание договора купли-продажи.
- Получение продавцом, на основании подписанного и заверенного договора купли-продажи, а также нового учредительного документа, зарегистрированного должным образом, доступа к деньгам.
Процедура передачи собственности на бизнес намного сложнее процедуры передачи денег. Существуют четыре формы покупки-продажи бизнеса.
Первая и самая распространенная - замена учредителей юридического лица, владеющего бизнесом. Это простой способ, минусом которого может быть сохранение кредитной истории, если она не очень позитивна, а также тот факт, что могут выявиться неизвестные внебалансовые обязательства. Плюсом такой формы является отсутствие необходимости получения всего пакета новых документов. Необходима только регистрация изменения состава учредителей в налоговой инспекции.
Вторым способом является создание нового юридического лица с передачей ему тем или иным способом активов, связанных с продаваемым бизнесом. При передаче активов возможно появление налоговых обязательств. Существенный недостаток – необходимость заново оформить все разрешительные документы и лицензии.
Третья форма представляет собой продажу предприятия как имущественного комплекса. Хотя этот способ самый оптимальный с точки зрения отсутствия всех минусов первых двух вариантов, таких случаев очень немного, так как предприятий, зарегистрированных как имущественный комплекс, очень мало.
Четвертый способ предназначен для тех предприятий, дела которых совсем плохи. В таких случаях может быть использована продажа через ликвидацию. В данном случае можно говорить о так называемом дружественном банкротстве. То есть, стороны сделки приходят к согласию, продавец начинает процедуру ликвидации предприятия, а его описанное имущество приобретает на торгах новый собственник. В данном случае единственным существенным риском может стать появление второго претендента на покупку.
На вопрос: нужны посредники в процессе купли - продажи, мы однозначно говорим – да. Консультации, информация, оценка, сопровождение - лучше поручить это специалистам. Услуги консультанта могут стоить от 2 до 15% от суммы сделки, но подход индивидуален в каждом отдельном случае. Оплачивает обычно такие услуги, как это ни странно, продавец.
Рынок готового бизнеса активно развивается. На нем предствале6ны тысячи предложений по купле-продаже бизнеса. Продается все – от маленьких предприятий, до огромных заводов. Ищите, и вы найдете свой бизнес!
Оказывается, бизнес можно не создавать с нуля, а просто купить уже реально работающий. Давайте рассмотрим, как это сделать, какая сумма нужна для начала и какие при этом есть риски.
Если у вас есть предпринимательская жилка, 10 тысяч долларов и вы хотите получать с этой суммы прибыль больше, чем дают банки по валютным вкладам, то купите себе бизнес. Для начала, это может быть пункт видеопроката или обменная касса на периферии. Купив бизнес всего за 10-ку «зелени», не забывайте, что после покупки многие предприятия требуют дополнительных инвестиций. Отсюда делаем вывод – цена готового бизнеса складывается из непосредственно цены и суммы необходимых инвестиций для развития дела. В принципе, существуют предложения, не требующих дополнительных инвестиций - у действующего доходного бизнеса в таком случае просто меняется хозяин. Но такой бизнес обычно стоит дороже.
При покупке бизнеса необходимо смотреть не только на цену, но и на то, насколько понятен вам тот или иной бизнес, то есть справитесь вы с его управлением или нет. Например, управление парикмахерской или автомойкой может оказаться по плечу практически любому человеку, а вот для управления супермаркетом нужны и соответствующее образование, и коммерческая жилка.
Самыми привлекательными в сфере малого бизнеса, по данным статистики на данный момент, являются предприятия торговли и сервиса. Доля желающих приобрести бизнес в этой области составляет более 50%, тогда как доля желающих приобрести производственные предприятия составляет чуть больше 10%. Однако специалисты утверждают, что данный процент постоянно растет.
Оценка покупаемого бизнеса
Оценка покупаемого бизнеса - сложная задача и без помощи квалифицированного оценщика не обойтись. Главная трудность при оценке - получение необходимой информации о положении дел на предприятии и правильная ее интерпретация.
Одним из основных факторов для оценки стоимости предприятия, является его чистая прибыль. И не просто прибыль, отраженная в бухгалтерских отчетах, а та сумма, которую может изъять хозяин без ущерба для деятельности фирмы.
Вторым по степени важности показателем, который может повлиять на формирование стоимости бизнеса, является срок, в течение которого данный тип бизнеса способен приносить прибыль - он зависит от актуальности производимых товаров или услуг, наличие конкурентов и различных договоров.
Еще один показатель – арендуемые или собственные территории. Бизнес на аренде дешевле и быстрее окупается, однако он более рискован.
Что касается такого понятия, как «гудвил», которое подразумевает под собой совокупность оценочной стоимости нематериальных активов (бренд, профессионализм работников, деловые связи, различные ноу-хау и т.д.), то для малого бизнеса, этот показатель не столь существенен, как в больших корпорациях. Но бывают случаи, когда гудвил занимает большую долю в стоимости бизнеса. Это характерно, например, для фирм, разрабатывающих ПО, для которых самым главным богатством являются светлые головы программистов, а не материальные активы.
Еще одним важным фактором формирования стоимости бизнеса является трудовой коллектив, его профессионализм и управляемость. Например, большой риск несет фирма, бизнес которой построен на одном человеке. Соответственно стоимость такой фирмы будет ниже, чем той, где весь персонал продуктивно работает. Причем, при оценке таких рисков, важно рассматривать не только менеджеров высшего звена, но и всех уникальных специалистов.
В целом, оценка бизнеса может быть сведена к следующим 3-м методикам:
- Рыночная. Основана на анализе аналогичных сделок, с учетом всех особенностей предприятия;
- Восстановительная. Основана на оценке инвестиций, необходимых для создания аналогичного бизнеса с нуля. Стоимость таких инвестиций и является стоимостью бизнеса;
- Доходная. Основана на оценке прибыли, которую может давать фирма. Основной фактор, влияющий на оценку по данной методике, это срок окупаемости вложенных средств.
Смена "хозяина"
Процедура смены «хозяина» бизнеса - сложный и щекотливый вопрос, при котором существуют различные риски, в том числе и криминальные. Риск неисполнения обязательств по сделке купли-продажи бизнеса может быть минимизирован при наличии грамотного посредника с хорошей деловой репутацией.
Некоторые специалисты в качестве основных называют риск наличия скрытых внебалансовых обязательств. При некоторых схемах сделки такие долги, как не учтенные по балансу векселя, различные гарантии и поручительства, могут выявиться уже после сделки. И новому владельцу придется с ними разбираться.
Процедура передачи денег проста и состоит, обычно, из следующих шагов:
- Подписание соглашения о намерениях.
- Оформление расписки или перечисление аванса.
- Проверка бизнеса.
- Принятие окончательного решения о покупке и открытие аккредитив в пользу продавца (либо депозитной ячейки, используемой по механизму аккредитива).
- Подписание договора купли-продажи.
- Получение продавцом, на основании подписанного и заверенного договора купли-продажи, а также нового учредительного документа, зарегистрированного должным образом, доступа к деньгам.
Процедура передачи собственности на бизнес намного сложнее процедуры передачи денег. Существуют четыре формы покупки-продажи бизнеса.
Первая и самая распространенная - замена учредителей юридического лица, владеющего бизнесом. Это простой способ, минусом которого может быть сохранение кредитной истории, если она не очень позитивна, а также тот факт, что могут выявиться неизвестные внебалансовые обязательства. Плюсом такой формы является отсутствие необходимости получения всего пакета новых документов. Необходима только регистрация изменения состава учредителей в налоговой инспекции.
Вторым способом является создание нового юридического лица с передачей ему тем или иным способом активов, связанных с продаваемым бизнесом. При передаче активов возможно появление налоговых обязательств. Существенный недостаток – необходимость заново оформить все разрешительные документы и лицензии.
Третья форма представляет собой продажу предприятия как имущественного комплекса. Хотя этот способ самый оптимальный с точки зрения отсутствия всех минусов первых двух вариантов, таких случаев очень немного, так как предприятий, зарегистрированных как имущественный комплекс, очень мало.
Четвертый способ предназначен для тех предприятий, дела которых совсем плохи. В таких случаях может быть использована продажа через ликвидацию. В данном случае можно говорить о так называемом дружественном банкротстве. То есть, стороны сделки приходят к согласию, продавец начинает процедуру ликвидации предприятия, а его описанное имущество приобретает на торгах новый собственник. В данном случае единственным существенным риском может стать появление второго претендента на покупку.
На вопрос: нужны посредники в процессе купли - продажи, мы однозначно говорим – да. Консультации, информация, оценка, сопровождение - лучше поручить это специалистам. Услуги консультанта могут стоить от 2 до 15% от суммы сделки, но подход индивидуален в каждом отдельном случае. Оплачивает обычно такие услуги, как это ни странно, продавец.
Рынок готового бизнеса активно развивается. На нем предствале6ны тысячи предложений по купле-продаже бизнеса. Продается все – от маленьких предприятий, до огромных заводов. Ищите, и вы найдете свой бизнес!
Оказывается, бизнес можно не создавать с нуля, а просто купить уже реально работающий. Давайте рассмотрим, как это сделать, какая сумма нужна для начала и какие при этом есть риски.
Если у вас есть предпринимательская жилка, 10 тысяч долларов и вы хотите получать с этой суммы прибыль больше, чем дают банки по валютным вкладам, то купите себе бизнес. Для начала, это может быть пункт видеопроката или обменная касса на периферии. Купив бизнес всего за 10-ку «зелени», не забывайте, что после покупки многие предприятия требуют дополнительных инвестиций. Отсюда делаем вывод – цена готового бизнеса складывается из непосредственно цены и суммы необходимых инвестиций для развития дела. В принципе, существуют предложения, не требующих дополнительных инвестиций - у действующего доходного бизнеса в таком случае просто меняется хозяин. Но такой бизнес обычно стоит дороже.
При покупке бизнеса необходимо смотреть не только на цену, но и на то, насколько понятен вам тот или иной бизнес, то есть справитесь вы с его управлением или нет. Например, управление парикмахерской или автомойкой может оказаться по плечу практически любому человеку, а вот для управления супермаркетом нужны и соответствующее образование, и коммерческая жилка.
Самыми привлекательными в сфере малого бизнеса, по данным статистики на данный момент, являются предприятия торговли и сервиса. Доля желающих приобрести бизнес в этой области составляет более 50%, тогда как доля желающих приобрести производственные предприятия составляет чуть больше 10%. Однако специалисты утверждают, что данный процент постоянно растет.
Оценка покупаемого бизнеса
Оценка покупаемого бизнеса - сложная задача и без помощи квалифицированного оценщика не обойтись. Главная трудность при оценке - получение необходимой информации о положении дел на предприятии и правильная ее интерпретация.
Одним из основных факторов для оценки стоимости предприятия, является его чистая прибыль. И не просто прибыль, отраженная в бухгалтерских отчетах, а та сумма, которую может изъять хозяин без ущерба для деятельности фирмы.
Вторым по степени важности показателем, который может повлиять на формирование стоимости бизнеса, является срок, в течение которого данный тип бизнеса способен приносить прибыль - он зависит от актуальности производимых товаров или услуг, наличие конкурентов и различных договоров.
Еще один показатель – арендуемые или собственные территории. Бизнес на аренде дешевле и быстрее окупается, однако он более рискован.
Что касается такого понятия, как «гудвил», которое подразумевает под собой совокупность оценочной стоимости нематериальных активов (бренд, профессионализм работников, деловые связи, различные ноу-хау и т.д.), то для малого бизнеса, этот показатель не столь существенен, как в больших корпорациях. Но бывают случаи, когда гудвил занимает большую долю в стоимости бизнеса. Это характерно, например, для фирм, разрабатывающих ПО, для которых самым главным богатством являются светлые головы программистов, а не материальные активы.
Еще одним важным фактором формирования стоимости бизнеса является трудовой коллектив, его профессионализм и управляемость. Например, большой риск несет фирма, бизнес которой построен на одном человеке. Соответственно стоимость такой фирмы будет ниже, чем той, где весь персонал продуктивно работает. Причем, при оценке таких рисков, важно рассматривать не только менеджеров высшего звена, но и всех уникальных специалистов.
В целом, оценка бизнеса может быть сведена к следующим 3-м методикам:
- Рыночная. Основана на анализе аналогичных сделок, с учетом всех особенностей предприятия;
- Восстановительная. Основана на оценке инвестиций, необходимых для создания аналогичного бизнеса с нуля. Стоимость таких инвестиций и является стоимостью бизнеса;
- Доходная. Основана на оценке прибыли, которую может давать фирма. Основной фактор, влияющий на оценку по данной методике, это срок окупаемости вложенных средств.
Смена "хозяина"
Процедура смены «хозяина» бизнеса - сложный и щекотливый вопрос, при котором существуют различные риски, в том числе и криминальные. Риск неисполнения обязательств по сделке купли-продажи бизнеса может быть минимизирован при наличии грамотного посредника с хорошей деловой репутацией.
Некоторые специалисты в качестве основных называют риск наличия скрытых внебалансовых обязательств. При некоторых схемах сделки такие долги, как не учтенные по балансу векселя, различные гарантии и поручительства, могут выявиться уже после сделки. И новому владельцу придется с ними разбираться.
Процедура передачи денег проста и состоит, обычно, из следующих шагов:
- Подписание соглашения о намерениях.
- Оформление расписки или перечисление аванса.
- Проверка бизнеса.
- Принятие окончательного решения о покупке и открытие аккредитив в пользу продавца (либо депозитной ячейки, используемой по механизму аккредитива).
- Подписание договора купли-продажи.
- Получение продавцом, на основании подписанного и заверенного договора купли-продажи, а также нового учредительного документа, зарегистрированного должным образом, доступа к деньгам.
Процедура передачи собственности на бизнес намного сложнее процедуры передачи денег. Существуют четыре формы покупки-продажи бизнеса.
Первая и самая распространенная - замена учредителей юридического лица, владеющего бизнесом. Это простой способ, минусом которого может быть сохранение кредитной истории, если она не очень позитивна, а также тот факт, что могут выявиться неизвестные внебалансовые обязательства. Плюсом такой формы является отсутствие необходимости получения всего пакета новых документов. Необходима только регистрация изменения состава учредителей в налоговой инспекции.
Вторым способом является создание нового юридического лица с передачей ему тем или иным способом активов, связанных с продаваемым бизнесом. При передаче активов возможно появление налоговых обязательств. Существенный недостаток – необходимость заново оформить все разрешительные документы и лицензии.
Третья форма представляет собой продажу предприятия как имущественного комплекса. Хотя этот способ самый оптимальный с точки зрения отсутствия всех минусов первых двух вариантов, таких случаев очень немного, так как предприятий, зарегистрированных как имущественный комплекс, очень мало.
Четвертый способ предназначен для тех предприятий, дела которых совсем плохи. В таких случаях может быть использована продажа через ликвидацию. В данном случае можно говорить о так называемом дружественном банкротстве. То есть, стороны сделки приходят к согласию, продавец начинает процедуру ликвидации предприятия, а его описанное имущество приобретает на торгах новый собственник. В данном случае единственным существенным риском может стать появление второго претендента на покупку.
На вопрос: нужны посредники в процессе купли - продажи, мы однозначно говорим – да. Консультации, информация, оценка, сопровождение - лучше поручить это специалистам. Услуги консультанта могут стоить от 2 до 15% от суммы сделки, но подход индивидуален в каждом отдельном случае. Оплачивает обычно такие услуги, как это ни странно, продавец.
Рынок готового бизнеса активно развивается. На нем предствале6ны тысячи предложений по купле-продаже бизнеса. Продается все – от маленьких предприятий, до огромных заводов. Ищите, и вы найдете свой бизнес!
isovet.ru |