В конце трудовой недели всем хочется одного - закончить офисные дела и как можно быстрее вырваться из душной Москвы. Однако быстро в пятницу на природу не попадает никто... Все же есть один вид транспорта, который поможет обмануть даже самые беспросветные пробки. И это не велосипед и даже не мотоцикл. Отправляйтесь за город на вертолете - и пусть владельцы Ferrari и прочих суперкаров зеленеют от зависти! Гениальное изобретение великого Игоря Сикорского домчит вас до любимого коттеджа за считанные минуты. В среднем (без учета пробок) вертолет доставляет счастливых пассажиров до места назначения в 3-6 раз быстрее машины. Путь от МКАДа до Завидово занимает 35 минут, а до Петербурга - часа 2,5-3. В ожидании свободного неба К сожалению, летать над Москвой пока запрещено. Существует немало и других сложностей, которые до поры до времени ограничивают развитие общей авиации в России. Но скоро ситуация может кардинально измениться, считают эксперты. В 2008г. должны вступить в силу изменения в воздушное законодательство, которые значительно упростят бумажные процедуры. Сейчас сложно сказать, что конкретно в законодательстве подвергнется переработке, но есть все основания полагать, что частных вертолетов в России в ближайшие годы станет гораздо больше. Так что о приобретении престижного транспортного средства задуматься уже самое время. Даже сейчас поклонникам вертокрылых машин приходится ждать заказа по полгода. А в следующем году может возникнуть серьезный дефицит. «Точных прогнозов о развитии рынка частных вертолетов после 2008г. давать не берусь, - говорит Александр Калинин, представитель информационного проекта myhelicopter.ru. - Изменения в законодательстве могут просто не работать. Но если все же нововведения удастся реализовать на практике, то можно ожидать лавинообразного спроса на вертолеты». Кроме того, после запуска программы «Воздушное такси» столичные власти планируют все же открыть Москву для вертолетов. По слухам, ждать осталось недолго - от двух до пяти лет. Летать можно будет только над руслом Москвы-реки. Такая практика введена уже давно и во многих мировых столицах - дабы обеспечить безопасность горожан. Летать над столицей разрешат только надежным турбовинтовым машинам с двумя двигателями. Владельцам маленьких и сравнительно недорогих моделей придется по-прежнему приземляться за пределами МКАД на вертодромах. В ноябре прошлого года руководитель департамента транспорта и связи столицы Леонид Липсиц обрадовал поклонников воздушного транспорта. По его словам, вокруг Москвы планируется создать единую сеть вертодромов. С них будут летать и аэротакси, и частные вертолеты. Однако уже сейчас на территории самого города есть вертолетные площадки. В основном они находятся в пользовании больниц, МЧС и все тех же военных. Но недавно была оборудована площадка и на крыше строящейся башни «Федерация» в деловом центре Москва-сити. Это позволяет предполагать, что в скором времени наблюдать частные вертолеты над столицей станет обычным делом. Нелетная погода В данный момент в России около 200 вертолетов, принадлежащих частным лицам и организациям. Эта цифра очень приблизительна и касается машин зарубежного производства, не занятых в коммерческом использовании. Российские производители не спешат осваивать рынок вертолетов для общих целей. Частным любителям полетов необходимо преодолеть значительное количество бюрократических препятствий, прежде чем подняться в воздух. Даже те, кто арендует вертолет с пилотом, пока вынуждены за сутки до вылета подавать заявку с детальным описанием маршрута, отклоняться от которого нельзя. Заявку рассматривают в Центральном управлении государственного авиационного надзора (ЦУГАН), в ПВО и в Зональном центре. Чиновники по каждому маршруту решают, не собираются ли авиалюбители пролететь над одной из многочисленных запретных зон, где авиация общего назначения появляться не должна. И это отнюдь не единственный бюрократический барьер. «Ожидается, что с 2008г. все будет гораздо проще, - полагает Алексей Доронкин, менеджер вертолетного клуба «Аэросоюз». - Будем надеяться, что в России введут такую же систему, как и во многих западных странах: поднялись в воздух, уведомили диспетчера и полетели». Для полетов на личном вертолете необходимо получить на него сертификат, научиться летать и обзавестись летным удостоверением, зарегистрировать посадочную площадку (в Международном авиационном комитете), прикрепиться к какому-нибудь авиаклубу, а также приписаться либо к общей авиации, либо к Российской оборонной спортивно-технической организации РОСТО (ДОСААФ). Все это (и многие другие процедуры) займет немало времени. Но игра стоит свеч! Как говорят вертолетчики, летать любят все, только некоторые никогда не пробовали. К тому же на Российском рынке есть компании (вертолетные клубы в основном), которые предоставляют весь комплекс услуг, том числе и по прохождению всех формальностей. Но даже представители вертолетных клубов констатируют, что рынок частной авиации сейчас находится в зачаточном состоянии. Независимые эксперты гораздо пессимистичнее в оценках. Так, редактор журнала «Вертолетная индустрия» Владимир Ивченко считает, что главная проблема частной авиации в России в том, что «ей просто не разрешают летать». «Пока большие чиновники не перестанут наезжать на владельцев частных вертолетов и самолетов, и не поймут, что летать - это здорово, никакого развития не будет, - констатирует В.Ивченко. - К тому же в России пока не настолько много людей, готовых покупать вертолеты. Для позитивного движения нужны не сотни владельцев, а тысячи». Пропеллер напрокат Аренда вертолета - неплохое решение для тех, кто не хочет лишней головной боли с покупкой и содержанием личного аппарата. Цена часа полета сильно варьируется в зависимости от марки и количества пассажиров. Например, в вертолетном центре ГАЛС (рядом с «Крокус-Экспо») предлагают арендовать трехместную «стрекозу» за 530 евро в час. Потолок цен - около 2000 евро за час полета. А средний пятиместный вертолет (Eurocopter, например) обойдется в 1500 евро. За час средний вертолет успевает пролететь километров 170. Персональный Карлсон После того как вертолет пару раз выручит вас, наверняка вам захочется купить свой! Сначала необходимо решить, новый или подержанный (ресурсный) вертолет вы собираетесь приобрести. Вопрос весьма лукавый. Производители аппаратов не справляются с заказами. В результате ждать новый вертолет можно и год, и больше. Поэтому часто ресурсные машины стоят даже дороже новых. Но это кот в мешке! Ни в коем случае нельзя покупать ресурсную машину, не проведя независимую экспертизу. Стоит ли говорить, к чему могут привести неполадки летной машины? Экспертизу проводят все российские вертолетные клубы. Причем не важно, где вертолет находится, - опытные механики вылетят в любую точку земного шара и проверят все узлы машины. Затем следует определиться с типом вертолета. Аппараты оснащаются поршневыми двигателями или газотурбинными агрегатами. В этом принципиальная разница. Вертолеты с поршневой установкой - это относительно недорогие машины, которые и в эксплуатации сэкономят владельцу приличную сумму денег. Работают они на недорогом авиационном бензине (газотурбинники - на очень недешевом авиационном керосине). За экономию придется платить дальностью и скоростью полета. Двух-трехместные поршневые вертолеты - идеальное решение для непродолжительных вояжей. Комфорт и расширенные возможности для бизнеса могут предоставить пяти-шестиместные газотурбинники. Тем же, кто собирается путешествовать большой компанией, придется обзавестись двухдвигательной машиной. Среди поршневых вертолетов безусловным лидерством пользуются аппараты американской компании Robinson. С 1979 года компания выпустила более 6000 аппаратов. Самая распространенная в мире модель легкого бизнес-вертолета - Robinson R44. Стоит новая такая машина от 540 тысяч долларов. Ресурсный R44 можно найти и за 400 тысяч. Другая американская компания - MD Helicopters - производит аппараты посерьезней. Шестиместный MD 600 оснащен газотурбинным двигателем Rolls-Royce Allison 250-C47M с цифровой системой контроля. Это вертолет без хвостового винта (его функции выполняет реактивный стабилизатор), что значительно снижает шум при полете. Ориентировочная цена ресурсного MD 600 в хорошем состоянии - около 1 млн 700 тыс. долларов. Европейская компания Eurocopter производит очень интересную двухтурбинную модель - EC 225. Это большая и современная машина с максимальной скоростью полета 324 км/ч. Вертолет способен вместить до 24 пассажиров. При этом можно заказать и бизнес-комплектацию повышенной комфортности, рассчитанную на 8-12 мест. Бизнес-вариант предполагает кожаный салон, вставки из ценных пород дерева и другие приятные мелочи, которые поднимают цену машины до заоблачных высот. Вертолеты компании Bell имеют очень эффектную «хищную» внешность. Может, поэтому они так часто появляются в голливудских фильмах. Ресурсный семиместный Bell 230 можно купить за 3,5 млн долларов. Причем вертолет этот вертолет уже в России! За эти деньги вы получаете красивый и функциональный вертолет с дальностью полета до 550 км и максимальной скоростью 295 км/ч. Если бы Игорь Сикорский в свое время не уехал в Штаты, то первый вертолет в истории человечества был бы выпущен в СССР. А может, и не был бы. Но, как ни крути, сейчас Sikorsky Aircraft - ведущая американская компания по производству вертолетов. За всю ее историю было выпущено больше 9000 высококлассных машин. Летать на вертолете Sikorsky - это то же самое, что играть на скрипке Страдивари: прикосновение к истории. Недаром многие годы на вертолетах Sicorsky летают американские президенты. Джордж Буш не исключение. У него S-92 (12 млн долларов в базовой комплектации). Шестиместный S76Cplus 2001г. с шикарным кожаным салоном и со всеми «наворотами» можно заказать через «Аэросоюз» за 12 млн 500 тысяч долларов. Купить вертолет - это еще не все. Его надо и эксплуатировать правильно. «Если с техобслуживанием автомобиля можно обратиться к народным умельцам, то ремонт вертолета никому, кроме сертифицированных специалистов, доверить нельзя, - предостерегает Александр Калинин. - А с этим в России проблема. В нашей стране есть несколько сервисных центров, сертифицированных компаниями Robinson и Eurocopter. Готовится к открытию техцентр Bell». И обязательно вам захочется научиться летать. Хороший курс обучения включает 42 часа летной практики и часов 160 теории. Программы тренировок составляются исходя из того, что комфортное время полета для любого человека - час-полтора в сутки. Летная практика стоит от 14 до 16 тысяч рублей за час (для вертолетов Robinson). Весь курс теоретической подготовки обойдется чуть больше чем в 10 тысяч рублей. По окончании курсов необходимо сдать экзамен, состоящий из двухчасового летного задания и проверки ваших теоретических познаний. К слову, научиться управлять вертолетом гораздо сложнее, чем самолетом. Следующий шаг - выбор базового вертодрома и оборудование вертолетных площадок. Как правило, этими техническими моментами с радостью занимаются представители вертолетных клубов. Может, поэтому начальник отдела маркетинга и рекламы компании «Аэроком» (оборудование для аэропортов) Алена Контанистова сообщила, что компания ни разу не поставляла комплекты вертолетных площадок частным заказчикам. Так что в выборе вертолетной площадки доверьтесь профессиональным вертолетчикам. Они же помогут без лишней головной боли зарегистрировать площадку. Будем надеяться, что через год в нашем небе все же появятся вертокрылые машины. В России много богатых людей и отвратительные дороги - идеальные условия для развития частной авиации. |