То, что попадание абразивных частиц в двигатель не лучшим образом сказывается на его ресурсе, объяснять никому не надо. Однако многие автовладельцы надеются на штатные «сеточки» (в баке, бензонасосе, карбюраторе) и на совесть производителей отечественного бензина. Так нужен ли в топливной системе еще один фильтр?
Ответ однозначный — необходим. Имеющиеся в автомобиле «чистильщики» задерживают лишь крупные частицы песка и прочего «мусора» (порядка 100 мкм). Фильтры тонкой очистки, соответствующие требованиям ОСТ и ТУ, должны иметь порог в 15 мкм. По конструкции их подразделяют на разборные и неразборные. Первые включают латунный сетчатый или керамический элемент и предназначены для многоразового использования с периодическими промывками и очистками («Волга»).
Вторые, одноразовые, имеют бумажную фильтрующую штору, уложенную определенным образом («Жигули»). Стоимость подобных изделий невелика. Многие врезают фильтр в магистраль в том месте, где это удобнее сделать (чаще всего перед карбюратором). Однако любой опытный водитель скажет вам, что лучше всего установить его еще до бензонасоса — на этом участке топливопровода практически нет давления, а значит, менее вероятны различные протечки. К тому же в сам насос станет поступать уже очищенный бензин, и, соответственно, его текстолитовые клапаны не будут подвергаться абразивному воздействию.
К фильтрам, предназначенным для установки на двигатели с системами впрыска топлива, предъявляются особые требования. Это обусловлено тем, что форсунки гораздо чувствительнее к чистоте бензина, поэтому на стадии очистки должны улавливаться частицы размером 10 — 15 мкм. К тому же в инжекторных моделях давление в системе питания довольно высокое, а значит, корпус фильтра должен его выдерживать.
Для обеспечения запаса прочности их корпус делают из стали или алюминия с применением сварки или двойной завальцовки. Стоимость такого фильтра на порядок отличается от обычного.
Лучше, если фильтр прозрачный. Это позволяет визуально контролировать степень его загрязненности, а также «диагностировать» топливную систему. Если при работе двигателя фильтр более чем наполовину наполнен бензином, значит, все работает нормально.
Появившиеся пузырьки воздуха «говорят» о неплотностях в топливопроводе или неисправности бензонасоса. Пустой «стакан» предупреждает, что, возможно, произошла закупорка магистрали либо в баке засорилась трубка, соединяющая его с атмосферой. Напротив, заполненный до краев фильтр указывает на необходимость его замены на новый.