Благодаря расширению числа банков – участников программы
льготного автокредитования ее популярность в нынешнем году
значительно возросла. Показательно, что если в прошлом году по
субсидируемым государством кредитам продавался каждый 15-й автомобиль,
то сейчас – каждый девятый. Вместе с тем несколько снизились темпы
одобрения заявок – виной тому дефицит машин у дилеров.
В то время как в кризисном 2009 году на европейских
авторынках успешно действовалаутилизация
автохлама, в России единственным стимулятором рынка была программа
льготного автокредитования. Однако желаемого результата она не принесла:
за время действия программы по льготным автокредитам было продано лишь
6,6% автомобилей, а рынок в целом в прошлом году упал почти в 1,5 раза.
Между тем Минпромторг, ставший инициатором и разработчиком льготного
автокредитования, постоянно совершенствовал программу – с августа
расширил список "льготных” автомобилей до 50 моделей за счет увеличения
ценового барьера, а в декабре допустил к выдаче субсидируемых
государством автокредитов частные банки (ранее были только
государственные). Правда, реально в программу включились порядка 30
кредитных организаций из 104 заявленных, однако половину льготных
автокредитов сегодня выдают именно частные банки.
В результате льготное автокредитование в нынешнем году
стартовало гораздо более успешно. Напомним, программа была возобновлена в
конце февраля и рассчитана до конца года. По условиям участия в
программе субсидирования потребительских автокредитов первоначальный
взнос составляет 15%, максимальная стоимость автомобиля российского
производства – 600 тысяч рублей, кредит предоставляется на 36 месяцев
под банковский процент за вычетом 2/3 ставки рефинансирования ЦБ России.
Уже через три с небольшим месяца после возобновления
программы в 2010 году число принятых заявок превысило
показатель за девять месяцев действия льготного автокредитования в
прошлом году (123,8 тысячи штук). А по состоянию на 8 июля это
количество составило уже около 167 тысяч заявок. Повысилась и
эффективность программы – доля автомобилей, купленных по льготным
кредитам, увеличилась с прошлогодних 6,6% до более 11,6% в марте-июне
нынешнего года. По мнению начальника управления развития
автокредитования "ЮниКредит Банка” Ивана Сыскова, популярности программы
в нынешнем году способствовало, прежде всего, расширение числа банков,
выдающих льготные автокредиты. "При выборе кредита заемщики смотрят на
ценовые условия, и по спецпрограммам они обычно более выгодные, чем по
стандартным”, – отмечает он. Кроме того, на увеличение спроса на
льготные автокредиты значительное влияние оказала программа утилизации,
поскольку сертификат на 50
тысяч рублей от утилизации автомобиля банки принимают в качестве
первоначального взноса. Как считает директор управления розничного
кредитования Сбербанка России Наталья Карасева, дополнительным стимулом
также стали предложения автопроизводителями и автодилерами
дополнительных скидок и спецпрограмм, делающих кредит на автомобиль
максимально выгодным. "Например, партнеры Сбербанка предоставляют
скидки, диффиренцируемые по размеру в зависимости от срока и
первоначального взноса по кредиту. Соответственно, программы позволяют
оформить кредит вообще без переплаты, другими словами – с нулевой
процентной ставкой”, – говорит Н. Карасева.
В то же время несколько снизилась доля заявок, которые
получают одобрение банков – участников программы. Если в прошлом году из
123 874 заявок получили одобрение 71 486 единиц, то есть 57,7%, то в
нынешнем году эта доля сократилась до 45,6% (одобрено 76 135 из 167 946
заявок). В Сбербанке, на который за время действия программы приходится
более 60% объема льготных кредитов, сохраняется высокий уровень
одобрения по автокредитам и тенденции к росту числа отказов не
наблюдается, утверждает Н. Карасева. "По-видимому, это вызвано тем, что к
программе подключились другие кредитные организации, имеющие высокий
процент отказа”, – считает она. Например, крупные
иностранные банки, такие как Raiffeisen Вank, не хотят рисковать и в
девяти из десяти случаев отказывают в предоставлении автокредита. И.
Сысков также отмечает, что в "ЮниКредит Банке” уровень одобрения по
автокредитам достаточно высок. "Вполне возможно, что разрыв между
количеством принятых заявок и выданных кредитов в целом по программе
вызван не большим количеством отказов, а так называемым отложенным
спросом – на самые популярные машины уже существуют длинные очереди и
покупатель ждет автомобиль несколько месяцев”, – говорит представитель
"ЮниКредит Банка”.
Как
и в случае с утилизационной программой, главным выгодополучателем
льготного автокредитования стал
АвтоВАЗ. По данным Сбербанка, на автомобили Lada приходится порядка
66,3% выдаваемых Сбербанком льготных кредитов. Среди иномарок лидируют
Renault (11,5%), Ford (6,3%) и Skoda (4,4%). Среди заемщиков "ЮниКредит
Банка” самые популярные модели – Renault Logan и Sandero, отмечает И.
Сысков.
По словам представителей банков, программа
льготного автокредитования получила успешное распространение в
большинстве регионов России. "При этом Поволжский, Центральный и
Уральский территориальные банки показали большую востребованность среди
населения”, – говорит Н. Карасева из Сбербанка. В "ЮниКредит Банке”
практически 30% продаж дает Москва и Московская область, еще процентов
15 – Санкт-Петербург и Ленинградская область, большой объем приходится
также на Нижний Новгород и Нижегородскую область.