Гаишники объявили о начале всероссийской операции по выявлению автомобилей с тонированными стеклами. В ходе таких акций автомобилистов штрафуют, отбирают талоны ГТО и заставляют сдирать тонировку прямо на дороге. Правозащитники считают, что это незаконно. В понедельник 19 февраля во всех регионах России началась двухнедельная карательная спецоперация ГИБДД по выявлению неправильно затонированных автомобилей. Формальным основанием для проверки служит ГОСТ 5727–88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие ТУ», в котором установлено, что лобовое стекло должно пропускать не менее 75% падающего на него света, а боковые — 70%. Это означает, что тонировка лобового стекла может быть не больше 25%, боковых — 30%. Сотрудник отдела пропаганды петербургской ГИБДД Вадим Матвиенко рассказал, что в ходе операции водителей сильно затонированных автомобилей на дорогах будут тормозить инспекторы ДПС и специальным прибором проверять светопроницаемость стекол. «Если окажется, что у автомобиля слишком сильная тонировка, то инспектор предложит устранить это на месте. Например, содрать пленку со стекол», — рассказал Матвиенко. Отказавшимся гаишники будут выписывать штраф в размере 50 руб. по п. 1. ст. 12.5. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Но правозащитники утверждают, что гаишники не имеют права проверять тонировку на дороге. Как пояснил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, светопроницаемость автомобильных стекол проверяется при техническом осмотре, а проводить его при действительном талоне ТО категорически запрещено статьей 12.1 КоАП, которая гласит, что: «Запрещается... повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке». При этом, по словам Виктора Травина, чаще всего гаишники начинают проверять уровень затемнения стекол, чтобы забрать у водителя действующий техосмотр. «Бывает, что гаишники, посчитав, что машина слишком сильно затемнена, отбирают у водителей действующий талон ТО и отправляют на техосмотр на эвакуаторе. Могут, шантажируя тем же талоном, заставить сдирать пленку прямо на дороге», — рассказал он. В таких случаях, по мнению Травина, инспекторы руководствуются Законом «О милиции», где сказано, что они должны предотвращать правонарушение, если становятся его свидетелями. «Но если они не имеют права измерять степень тонировки у автомобиля с талоном техосмотра, то у них нет и оснований считать, что человек нарушает ГОСТ, — утверждает он. — Конечно, гаишник может заявить, что он видит, что машина сильно затонирована. Но раз речь в стандарте идет о процентах, измерять их можно только специальным прибором, а такая проверка незаконна по той же статье 12.1 КоАП». Поэтому, во избежание шантажа, Травин советует отдавать документы инспектору ГАИ только под диктофонную запись и предварительно потребовав, чтобы он полностью представился. Кроме этого, по словам эксперта автоцентра, занимающегося тонировкой автомобилей Сергея Крылова, проверка светопроницаемости стекол на дороге с использованием имеющихся на вооружении приборов чаще всего — профанация. «Эти приборы работают только при определенных условиях. Например, зимой при температуре ниже —5 градусов они начинают врать. Также для них очень важна влажность. На мокрых, запотевших стеклах результаты тоже неправильные», — пояснил он. Еще Крылов посоветовал автомобилистам внимательнее читать ГОСТ, на который ссылаются при проверке тонировки гаишники. «В стандарте сказано, во–первых, что тонировка нормируется только для лобового и боковых стекол, что у вас с задними стеклами — никого не волнует, — пояснил Крылов. — Во–вторых, по ГОСТу у боковых стекол светопроницаемость должна быть не меньше 70% только в специальной зоне обзора, которая составляет примерно 50% от площади стекла. Так что формально тонировка на передних боковых стеклах быть может.» Но, по мнению Травина, российские гаишники никогда не перестанут бороться с тонировкой. «В ГИБДД заявляют, что борются с тонировкой из–за того, что она ухудшает обзорность. Но почему–то людей в темных очках никто не тормозит, светопроницаемость очков не проверяет, очки не отбирает и за них не штрафует», — объяснил он. По его словам, нигде в мире тонировкой дорожные полицейские не занимаются: «Наоборот, в автомобиле с затемненными стеклами прохладнее под жарким солнцем, меньше выгорает салон, люди перестают себя чувствовать рыбками в аквариуме». Травин считает, что гаишникам тонировка мешает жить из–за того, что не видят, кто сидит в машине. «Это просто боязнь того, что они остановят машину, подойдут к ней, а там Бен Ладен. Милиционеры в нашей стране боятся преступников», — заявил он. При этом чиновникам Министерства внутренних дел никто ездить с тонировкой не мешает. Министерские «Мерседесы» и «Лэнд–Крузеры» из года в год спокойно проходят техосмотр. Недавно, 25 января 2007 года, ведущие федеральные каналы показали новость о посещении заместителем главы МВД Александром Чекалиным Люберецкого ГИБДД. Тогда на экране телевизора можно было отчетливо видеть, что Чекалин вышел из наглухо затонированного служебного Mercedes Benz 220. Gazeta.ru |