Правозащитники говорят, что процесс станет лакмусовой бумажкой для турецкого правосудия.
Захочет ли суд отыскать следы халатности или даже сговора властей с обвиняемыми – вот главный вопрос.
52-летний Динк был известен в Турции своими смелыми высказываниями на тему геноцида армян в начале ХХ века, факт которого до сих пор официально не признают турецкие власти. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям. В 2005 году его приговорили к шести месяцам тюрьмы по статье «Оскорбление турецкой нации». Динка обвиняли в том, что он призывал живущих в Турции армян не смешиваться с турками и блюсти чистоту крови. Однако Динк категорически отверг предъявленные ему обвинения. Затем обвинения с журналиста были сняты по требованию Совета Европы. Известно также, что он отказался от предложения покинуть Турцию в интересах собственной безопасности, так как, по его словам, «чувствовал бы себя предателем».За публикации на тему геноцида журналиста ненавидели радикальные турецкие националисты и неоднократно угрожали ему физической расправой.
Сторонники Динка обвиняют правительство в игнорировании сообщений о готовящемся покушении, о которых публицист регулярно рассказывал. Будет ли информация, имеющая прямое отношение к должностным обязанностям некоторых высокопоставленных чиновников, обнародована в суде, пока не известно.В понедельник сотни демонстрантов вышли к зданию суда, требуя справедливого процесса. В руках они держали транспарант «Мы все свидетели, мы требуем правосудия».
Митингующие кричали: «Все мы Гранты Динки! Все мы армяне!».
Смерть Динка вызвала в мире волну выступлений о проблеме свободы слова в Турции, этнической напряженности и высоком уровне национализма в стране. За время расследования «за преступную халатности» были уволены мэр и шеф полиции Трабзона, где жил Огун Самаст. Еще несколько чиновников, которые позировали фотографам вместе с Самастом, держащим национальный флаг, также лишились своих полномочий.Впрочем, прямых доказательств содействия властей в покушении на Динка все-таки нет. Но, по данным Human Rights Watch, один из подсудимых, Ясин Хайаль, был полицейским информатором. За время расследования он написал более 20 писем руководителям ведомства с просьбой помочь на суде.
«Они манипулировали нами, теперь они должны защитить нас», – процитировал прессе одно из посланий адвокат Хайаля.
Многие турки признают, что существующая в стране сеть полицейских агентов и бывших сотрудников правоохранительных органов, связанных с организованной преступностью, часто выбирает своими жертвами политиков-реформистов и прочих «врагов национализма». «Суд покажет, сможем мы осушить это болото или нет, – сказал журналистам перед началом слушаний адвокат семьи Динка Кезбан Хатеми. – У обвинения недостаточно доказательств, а настоящих преступников еще придется поискать».«Люди, которые защищают отличные от идеологии государства идеи, подвергаются в этой стране насилию. Всем заправляют темные, полуофициальные силы», – заявил колумнист журнала, где работал Динк, Али Байрамоглу.
Напомним, что Грант Динк был убит в Стамбуле 19 января 2006 года. Убийца трижды выстрелил в журналиста, когда тот покидал здание редакции своей газеты. На следующий день губернатор Стамбула обнародовал видеокадры, сделанные камерой в двух кварталах от места убийства. На них был хорошо виден предполагаемый убийца, убегавший с места преступления с пистолетом в руке. По этим кадрам 17-летнего Самаста опознал его отец, и подросток вместе с остальными членами банды был вскоре задержан полицией.
Смерть Динка обострила тему редактуры или удаления из Уголовного кодекса Турции статьи № 301, которая запрещает упоминать геноцид армян в Османской Турции 1915–1922 годах.
По этой статье, ставшей главным препятствием для вступления Турции в Европейский союз, турецкие суды различных инстанций осудили сотни культурных и общественных деятелей, журналистов и писателей. С января 2007 года никаких изменений в УК внесено не было.02 ИЮЛЯ 15:29