Платежные терминалы — это удобно. А еще дорого и иногда пасно. Как максимально выгодно использовать этот способ оплаты услуг?
Они повсюду: в магазинах, метро, развлекательных центрах. Удобные «ларчики», благодаря которым вы не стоите в очереди в сберкассу и не разыскиваете ближайший салон связи. Раньше с их помощью можно было внести деньги только за телефон, сегодня терминалы принимают оплату за Интернет, спутниковое телевидение, коммунальные услуги, а с недавнего времени стало возможным погашать через терминалы кредиты некоторых банков. Все для людей. Однако и здесь есть свои подводные камни: кроме того что терминалы берут процент за «посредничество», мошенники успели освоить и этот вид платежей.
Простые проценты
Основное правило — бесплатных терминалов не бывает. Если терминал не берет процент за платеж, вполне вероятно, что перед вами «липовый» аппарат, который «съест» ваши деньги и не подавится. В легальном бизнесе доходы подобного рода компании составляет комиссия от платежа. Вы вознаграждаете компанию в среднем 3—5%, а она позволяет вам вносить платеж «на бегу» и без очередей. Если у компании нет своих терминалов, она работает с посредниками, которые в свою очередь тоже берут процент. Например, у дилеров ОСМП, «КиберПлат», E-port (название компании всегда написано на самом терминале большими яркими буквами) комиссия за пополнение счета за мобильный может доходить до 7,5%. Не удивляйтесь, если за телефонный счет сети МТС в терминалах ОСМП с вас возьмут один процент, в «КиберПлате» — другой.
Однако комиссия 0% — это не всегда обман. Если владельца терминала вознаграждает компания — получатель платежа, процент может равняться нулю. Например, в сети «Элекснет» установлен нулевой процент на зачисление коммунальных платежей, так как премию компании выплачивает Банк Москвы. Но при этом комиссия не может быть нулевой по всем видам платежей.
Откуда ноги растут
Как показывают опросы, большинство людей даже не задумываются о том, какой компании принадлежит терминал, и «вычисляют» благонадежность «ящика» простым способом: кладут минимальную «проверочную» сумму (рублей 50) на телефон. Если платеж прошел, аппарату можно доверять, нет — лучше обходить его стороной. На многочисленных «жалобных» форумах и в блогах часто встречаются сообщения, что, мол, сожрал терминал мои 50—100 руб. и на телефон ничего не поступило. Поделился человек неприятной информацией, пнул пару раз адскую машину, но бегать, выяснять, куда пропали деньги, не стал. Полсотни того не стоят.
Но этот способ «проверки» проходит с оплатой счетов за мобильный, совсем другое дело — коммунальные платежи. Телефон МГТС в два счета отключают за неуплату. Связь восстановят, когда вы, отстояв очередь, оплатите штраф. Погашать «на удачу» банковский кредит тоже небезопасно — и суммы приличные, и штрафные санкции за просрочку ощутимые. Вывод нехитрый: метод проб и ошибок в случае с терминалами — слишком накладный. Тем более что существуют другие способы проверить благонадежность платежной системы.
* Компании — владельцы терминалов по закону должны иметь статус небанковской кредитной организации или работать от имени банка по лицензии ЦБ. В этом случае ваши платежи защищены законом: в случае чего их можно будет найти и вернуть, даже если вы, а не машина совершили ошибку при зачислении. Если рядом с вашим домом/офисом появился терминал, на котором завлекательными слоганами расписан весь набор услуг, потрудитесь записать название компании. «Пробейте» ее в Интернете (у подавляющего большинства надежных компаний есть официальные сайты) и узнайте, выдана ли компании лицензия.
* На терминале должны быть опознавательная символика компании и телефон сервисного центра. Часто недобросовестные владельцы подделывают товарный знак известных компаний, изменяя какую-нибудь одну букву, лепят на аппарат этикетку, которая очень похожа на популярный логотип — что-то подобное происходит и в модной индустрии (марки «Абибас», Nyke, Cucci), и на парфюмерном рынке (духи Canel). Чтобы быть полностью уверенным, позвоните в сервисный центр и уточните, принадлежит ли компании данный конкретный терминал, расположенный в универмаге на площади академика Люльки. Оперативнее всего работают call-центры компаний «Спринтнет», «Элекснет», E-port, «Платформа», «КиберПлат».
* Сделайте пробный минимальный платеж и внимательно прочтите чек. У «законной» компании аппарат выдает платежное извещение — то есть на нем помимо информации о платеже указано название компании, номер лицензии ЦБ, адрес и телефон сервисного центра.
* Если вы намерены погашать кредит через терминалы, обратитесь в ваш банк и выясните, с какой системой он работает. Например, Альфа-Банк сотрудничает только с «Элекснетом». Ситибанк, МДМ-банк, «Русский стандарт» — с большим числом компаний, в частности «Платформой», «КиберПлатом», «Элекснетом». Банк Москвы — с «Платформой», «КиберПлатом» и другими системами.
* «Благонадежный» терминал всегда предупреждает, какой процент с вас снимут, — до того, как вы подтвердите платеж.
Услуга за услугой
Простенькие дилерские машины, как правило, принимают только оплату мобильных телефонов. Это отлаженная система, которая приносит стабильный доход. Однако компании-лидеры предлагают огромное число дополнительных услуг.
* Через терминалы всех крупных компаний можно внести деньги за цифровое телевидение (НТВ+, «КосмосТВ» и другие). В некоторых компаниях возможно, например, заказать такси.
* Если какой-либо интернет-сайт сотрудничает с компанией — владельцем терминалов, вполне реально, скажем, купить букет цветов в цветочном интернет-ларьке или пиццу в сетевой пиццерии.
* Так называемые киоски самообслуживания, принадлежащие банкам (аналог терминалов) и внешне похожие на банкоматы (на них стоит логотип банка), принимают оплату за мобильную связь, провайдерские услуги «МТУ-Интел», «Корбина телеком», позволяют пополнить WebMoney и «яндекс-кошелек», оплатить коммунальные услуги и спутниковое ТВ.
Что касается оплаты коммунальных услуг (любого, кто хотя бы раз стоял в очереди в Сбербанке в окошечко «Прием платежей», в первую очередь заинтересует именно эта услуга) — не так страшен терминал, как о нем рассказывают: вот, мол, ошибетесь в одной цифре лицевого счета и деньги уже не вернете. Номер лицевого счета в документах ЕИРЦ специальный — не бывает счетов, которые различались бы всего одной цифрой, как номера мобильных телефонов. Если вы ошибетесь, терминал попросту не примет платеж. Не стоит бояться, что вы зачислите больше денег, чем нужно (обычно коммунальный платеж — не круглая сумма, а терминалы сдачи не выдают): все «лишнее» уйдет в счет следующего периода. И, наконец, многих пугает процент, который возьмет терминал. Голые цифры: в «Платформе» комиссия за квартплату — 15 руб., в «Элекснете» за коммуналку и электричество не возьмут ничего.
Трудности перевода Заплатить за свет — это не то же самое, что положить деньги на счет телефона. Одного легкого движения руки здесь недостаточно. Многие разворачиваются и обреченно плетутся в ближайший Сбербанк после того, как терминал запросил у них номер абонента, код платежа, показания счетчика (предыдущее и текущее), платежный период… Вроде бы заполнить квитанцию проще — многие живут и не ведают, какой у них там абонентский номер. А между тем вся информация подробнейшим образом изложена на самой квитанции, вам нужно всего лишь взять ее с собой и «переписать» данные в окно терминала.
Хит-парад клиентских жалоб
1. Деньги на счет не поступили.
Обычно через терминал деньги проходят очень быстро — в течение нескольких минут. Скажем, в салонах сотовой связи пополнение счета происходит на порядок дольше (правда, бесплатно). В периоды профилактики платежи, само собой, задерживаются. Как правило, сотовики предупреждают крупных владельцев терминалов о профилактике, и те размещают голосовое сообщение в меню call-центра. Если в течение часа деньги вам не поступили, позвоните по телефону, который указан в чеке, и проясните ситуацию. Если никакой профилактики нет и номер вы ввели правильно, вам нужно будет продиктовать оператору call-центра номер платежа — специалист компании выяснит, на каком этапе застряли ваши деньги. Как правило, проблему решают в течение дня.
2. Аппарат не выдал чек.
Печатная лента закончилась, а техник не успел приехать и заменить ее. В крупных компаниях в этот период принимается только оплата сотовой связи. Другие услуги, где важно получить извещение об оплате (коммуналка, городской телефон), становятся автоматически недоступны.
Если аппарат не выдал чек и деньги на счет не поступили, обратитесь в сервисную службу. Запись об этой операции осталась в памяти устройства (чек он выдаст, как только заправят ленту) и бэк-офисе банка или платежной системы. Если чек вам необходим срочно, квитанцию вам могут выслать по электронной почте.
3. Вы случайно перевели деньги на чужой телефон.
Эту проблему нужно решать с оператором сотовой связи. Вы приезжаете в офис компании с чеком. Если у того, кому вы по ошибке начислили деньги, на счету имеется необходимая сумма, оператор снимает ее автоматически. Если баланс нулевой, вам придется договариваться с этим лицом полюбовно (позвоните и попросите положить вам на счет такую же сумму).
Если вы случайно внесли деньги на чужой телефон, а аппарат чека не выдал, запросите у платежной системы квитанцию и уже с ней поезжайте к сотовому оператору.
4. Вы умудрились перевести другой платеж (скажем, за городской телефон или Интернет) на чужой счет.
Звоните в call-центр — если компания работает по лицензии ЦБ, деньги вы вернете. Если нет, придется платить заново.
5. На счет поступило меньше денег, чем вы положили.
Значит, терминал не предупредил вас о проценте. Или компания недобросовестная, или вы попросту не заметили одной строчки, набранной мелким кеглем в углу экрана. Иногда в рамках всевозможных акций компании отменяют проценты. Например, в одной из крупнейших компаний — владельцев терминалов действует услуга «Записная книжка»: в любом терминале вы вносите в память системы все номера лицевых счетов и мобильных телефонов, на которые обычно кладете деньги. Затем с любого терминала этой компании заходите в свою записную книжку и выбираете из меню: «Телефон дочери», «Моя коммуналка» и т. д. Сегодня в целях привлечения клиентов платежи за мобильный телефон из личной книжки проходят без комиссии.
|
Комиссия за прием платежей |
|
Элекснет |
КиберПлат |
Платформа |
Сотовая связь:
МТС Билайн Мегафон (Москва) |
3,98% (не менее 4 руб.) 3,98% (не менее 4 руб.) 3,98% (не менее 4 руб.) |
1,7% 1% 1,6% |
1,8% (минимум 5 руб.) бесплатно бесплатно |
Коммунальные платежи:
МГТС Ростелеком Мосэнергосбыт ЖКУ |
0% 0% 0% 0% |
В разных терминалах разные проценты |
15 руб. 15 руб. 15 руб. 15 руб. |
НТВ+ |
2% |
1% |
3% (минимум 15 руб.) |
Интернет:
МТУ-Интел Корбина телеком Стрим РОЛ |
— 2,1% 0% 0% |
В разных терминалах разные проценты |
3% (минимум 15 руб.) 3% (минимум 15 руб.) — — |
Банки |
Альфа-Банк — в зависимости от типа кредитного продукта 0% или 1% (не менее 15 руб.); GE Money Bank — 0%; МДМ-банк — если услуга оговорена в договоре между банком и клиентом (1,5%); Газпромбанк — 1,9%; Ситибанк — 0% |
Уточняйте в банках |
Русский стандарт — 1% (минимум 40 руб.); Ситибанк — 1% (минимум 40 руб.); Банк Москвы — 1% (минимум 40 руб.) |
Анна Бабина |