В ДТП на российских дорогах ежегодно гибнет около 30 тысяч человек, более четверти миллиона получает увечья. Пробки в больших городах парализуют движение, а федеральная программа повышения безопасности движения, рассчитанная на 2006-2012 годы, пока не дает ощутимых результатов. Движение автомобилистов России заявляет, что у него есть реальные предложения по поводу того, как к лучшему изменить эту ситуацию.
По данным ГИБДД, чаще всего причинами аварий становятся превышение скорости, выезд на встречную полосу и вождение автомобиля в нетрезвом виде. Как показывает опыт, простое повышение штрафов не заставляет людей ездить аккуратнее. Общественная организация «Движение автомобилистов России» разработала свою программу реформирования всей системы управления безопасностью дорожного движения, включая ГИБДД. Эта программа, по словам депутата Госдумы лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, идет в разрез с тем, что до сих пор делалось в этой области российскими властями:
- Интересы нынешней ГИБДД, службы, которая, в общем, уже давным-давно переродилась (может быть, не по своей вине, но так случилось), откровенно лоббируются. Без современной эффективной дорожной полиции, конечно, порядка на дорогах не навести. Так же как не навести его без того, что американцы называют Национальной администрацией по вопросам безопасности движения при президенте страны – ни много, ни мало. Мы знаем, что надо делать. Благо, что есть опыт, с нами работают лучшие эксперты страны в этой сфере. Если мы получим такую возможность или, по крайней мере, влияние, то в течение пяти лет можно будет существенно снизить аварийность, смертность в авариях, на 30 процентов разгрузить наши дороги от пробок - больше пока не обещаю. Потому что все остальное уже зависит от строительства качественных дорог. А вот на 30 процентов можно за счет только эффективных мер по регулированию всего этого добиться. Мы это готовы взять на себя. Первое, что нам нужно - обеспечить персональную ответственность за эту проблематику. Поэтому мы предлагаем ввести федеральный орган, его можно по-разному называть, отвечающий за три основные вещи: первое - снижение смертности на дорогах, второе - общее сокращение аварий и третье - борьба с пробками. Человек, возглавивший эту структуру, получает полномочия, получает вертикаль власти по всей стране (вот здесь нужна вертикаль, в отличие от многих других сфер) и получает деньги, большие деньги, но не больше, кстати, чем сегодня выделяется на эти цели. Сегодня вкладывается около 40 миллиардов рублей в год в программу повышения безопасности дорожного движения. Деньги эти разворовываются, говорю как есть. А их можно использовать гораздо более эффективно.
Без глубокой реформы ГИБДД, считает Виктор Похмелкин, вряд ли все эти меры можно осуществить: «ГИБДД выводится из системы министерства внутренних дел, подчиняется вновь созданному комитету, то есть гражданскому ведомству, освобождается от несвойственных функций - проведения техосмотра, регистрации автомобилей и т. д. Гавная задача - предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Не выявление нарушений, не составление протоколов. Человек, который принесет двадцать протоколов, а у него на участке будет за это время три ДТП, должен немедленно увольняться со своего поста. Оценка работы дорожной полиции должна проводиться по количеству аварий и смертей [на вверенной территории], и тогда им будет дело до всего, что на дорогах делается: до дорожных знаков, до разметки, до светофоров и т. д. Необходимо кадровое обновление на 90 процентов, набор молодых людей. Зарплату надо повысить в 2-3 раза, минимальная зарплата - на уровне 30 тысяч рублей. Поэтому, кстати, и вывести из МВД: в рамках МВД невозможно будет повысить гаишникам зарплату и оставить на том же уровне уголовный розыск. При этом сокращается численность ДПС: стране не нужно столько инспекторов. Следующий пункт - ужесточение требований к автомобилю. Не допускать к эксплуатации ни одного автомобиля, если он не снабжен подушками безопасности и АБС, как это сделано в Европе. Жизнь показывает, что смертность в таких автомобилях на 30-40 процентов ниже».
Кроме этого, считает Виктор Похмелкин, необходимо максимально приблизить к аварийным нуждам «Скорую помощь»: «У нас 60 процентов людей умирают, потому что им вовремя не оказана скорая медицинская помощь. Эту проблему надо решать немедленно». Только после этого, считают активисты Движения автомобилистов, можно ужесточать наказания для водителей, не ставя эту меру во главу угла.
«Важно, - продолжает лидер движения, - чтобы был политический интерес. Когда рейтинг президента абсолютно не зависит оттого, что делается на дорогах, ничего делаться не будет. Если же, как на Украине или в Грузии, рейтинг президента резко падает или наоборот, резко взлетает в зависимости от того, что применяются какие-то реальные меры, то ситуация меняется тут же. Поэтому в Грузии реформа ГАИ прошла успешно, сегодня там взяток не берут. Много лет им понадобилось? Не так много. А, между прочим, грузинская ГАИ (люди со стажем знают) в советское время была одной из самых коррумпированных. Значит, можно даже в самой коррумпированной среде довольно быстро навести порядок, была бы политическая воля. Там она возникла, у нас ее нет. На Украине реформа ГАИ была не такой удачной, но была попытка, по крайней мере. У нас никакой попытки не предпринимается, несмотря на то, что количество погибших растет. Надо задевать коренные интересы, надо ломать систему».
Пока система не сломана, Движение автомобилистов старается помогать водителям, попавшим в ДТП с участием сотрудников ГИБДД, и даже иногда выигрывает некоторые судебные процессы.