В Тульской области сегодня день траура по погибшим при пожаре в доме престарелых в поселке Велье-Никольское. В понедельник поздно вечером поисковые работы на месте пожара были завершены, погибли 32 человека.
Об обстоятельствах трагедии и о том, в каком положении находятся социальные учреждения региона, Радио Свобода рассказал депутат Государственной думы от Тульской области Андрей Самошин:
- Очень типичная ситуация. Старое здание, тридцатых годов постройки, деревянные перекрытия, интернат для престарелых, более 90% жителей этого интерната - инвалиды. То, что произошло – это страшно. Я был там - пожарные делали все, что могли. Деревянные перекрытия, по этим перемычкам огонь просто мгновенно распространился по всему зданию. И при такой степени задымления, при том, что полыхал весь второй этаж, конечно, то, что спасли большую часть людей – и персонал, и пожарные совершили подвиг.
- А способен ли муниципалитет этого поселка Велье-Никольское на собственные деньги обеспечить те меры безопасности, которые необходимы для предотвращения подобных катастроф?
- Даже не поселок, даже не район, на мой взгляд, даже Тульская область, не самая бедная область, на мой взгляд, не имеет никаких возможностей самостоятельно решить проблемы безопасности пребывания людей в социальных учреждениях. Вот такие цифры у нас: 660 школ всего по Тульской области, подобных учреждений семь, семь психоневрологических домов-интернатов, два интерната для больных детей, несколько тысяч детских садов. И на сегодняшний день более чем 50% социальных учреждений не ремонтировались тридцать и более лет. Соответственно, если посчитать смету на их ремонт и приведение в надлежавшее противопожарное состояние, я думаю, что всего бюджета Тульской области не хватит. И кого в этой ситуации винить - главного врача, заведующего интернатом или районные или областные власти? Самое подлое будет сейчас, когда прокуратура начнет искать виновных, начнет искать козла отпущения - и обязательно найдет его. Сегодня практически все руководители социальных учреждений в стране могут попасть под статью. Вот это самое главное. Не плохие, нерадивые руководители, а вот эта ситуация. Я сам прошел через нее, я был главой района. То, что службы требуют - правильно требуют, нужно сделать, но это значит - надо закрывать эти учреждения. По Тульской области более ста школ сегодня не имеют лицензий на обучение детей. А как быть? Распустить? Пускай дети идут на улицу, не учатся? Как быть губернатору? Как быть главе района? Эти вопросы в первую очередь адресуются федеральной власти. В первую очередь в Министерство финансов, в Министерство образования и так далее. Рыба гниет в данном случае с головы.
- Как вы считаете, подлежит ли восстановлению этот дом престарелых или надо построить заново на новом месте?
- Я думаю, что заключение сделают эксперты. По сути дела большинство подобных социальных учреждений нужно строить заново. Страна столкнулась с это проблемой. Эти пожары, эти беды коснулись многих регионов. Пожарные службы обращались в суд с требованием закрыть это учреждение. Но больше двухсот стариков, инвалидов - куда деть людей, если мы не строим сегодня социальных учреждений? Вот вам еще одна цифра: за последние 18 лет в Тульской области только сейчас заложена первая новая школа. Одна за 18 лет. Эта ситуация сделала заложниками десятки, сотни тысяч руководителей, которые каждый день идут на работу и знают, что они в юридическом смысле преступники, потому что они позволяют людям находиться в таких зданиях. Позиция федеральных властей такова: это сфера вашей ответственности, будьте любезны, занимайтесь этим вопросом. Я очень хорошо помню эти диалоги, когда представитель Министерства финансов в Государственной Думе госпожа Голикова, на подобный вопрос она говорила – это обязательство регионов, будьте любезны, их выполняйте. А то, что в регионах нет на это средств, это уже федеральных властей не касается. |