— Игорь Михайлович, насколько в среднем должна увеличиться зарплата учителей в экспериментальных регионах?
— За три года реализации проекта мы ожидаем, что заработная плата педагогов повысится в среднем на 60%. Главным образом за счет введения новой системы оплаты труда, не учитывая плановое повышение, которое предусматривается в этот период в регионах.
При этом новая система оплаты труда не означает, что у всех учителей зарплата увеличится одинаково. Ее рост зависит от качества педагогического труда, и те учителя, у которых наиболее высокие результаты, в большей степени ощутят повышение заработной платы.
Уже сейчас зарплата в пилотных школах повысилась на 20-25%, но это усредненный показатель. Есть учителя, у которых зарплата выросла на 3-5 тысяч рублей, есть — у которых на 12-15 тысяч.
— И все же на начальном этапе проекта ряд учителей, получив зарплату по новой системе, обнаружили, что она чуть ли не меньше прежней. С чем это связано?
— Если объем работы у учителя не изменился, то заработная плата уменьшиться не должна. В противном случае это может быть воспринято как нарушение трудового законодательства. При этом есть педагоги, у которых повышение совсем незначительно. Но меньше, при прежнем объеме нагрузок, таких нет! Если, к примеру, учитель раньше вел 20 уроков в неделю, а теперь 15, или если раньше у него было классное руководство, а теперь нет, то зарплата, конечно, может стать меньше.
В чем новизна этой системы оплаты труда? В старой, построенной на принципах единой тарифной сетки, были предусмотрены, главным образом, выплаты учителям за количество проведенных уроков. При этом за каждым уроком подразумевался одинаковый объем внеклассной работы. Это и проверка тетрадей, и подготовка к уроку, и разработка учебных материалов, и индивидуальная работа с учащимися, и воспитательная работа. То есть старая система предполагает, что учитель, который, к примеру, ведет 10 уроков в неделю, примерно вдвое меньше занимается внеклассной работой, нежели учитель, у которого 20 часов, что на практике, конечно, не так. Есть учителя, которые, очевидно, ходят больше с детьми в театр, в походы, на выставки. Вот эта воспитательная составляющая никоим образом старой системой оплаты труда не нормировалась, и разный объем внеклассной работы, которую выполняют учителя, при оплате не учитывался.
Одна из задач новой системы — отработать эффективные способы оплаты и стимулирования учителей не только за уроки, но и за внеурочную работу.
Кроме того, новая методика учитывает интенсивность труда педагога и количество детей в классе. И третья составляющая системы — собственно стимулирующие надбавки или выплаты за качество, которые распределяются с участием школьных советов.
Качество работы учителей оценивается по результатам экзаменов, творческих конкурсов, олимпиад, в которых участвовали их ученики, по результатам классного руководства, достижениям детей на научно-практических конференциях.
— А критерии оценки труда учителя универсальные, или они в каждой школе свои? И не опасаетесь ли вы, что среди педагогов начнется недовольство, что они получают совершенно разную зарплату?
— Нет, не опасаемся, потому что мы имеем опыт национального проекта, опыт поддержки лучших педагогов (Прим. ред.: в рамках нацпроекта «Образование» регионы с участием общественных объединений выбирают лучших учителей для выплаты поощрения по 100 тысяч рублей). Нам говорили, что масса учителей будет увольняться, что победители конкурса возьмут по сто тысяч и уйдут с работы. Ничего такого не было, никаких массовых увольнений. Всем было интересно, и была здоровая конкуренция. То же самое будет здесь.
Говоря о новой системе оплаты труда учителей, отмечу, что есть общие критерии оценки их работы. Но это не означает, что эта система критериев достаточно жесткая. Сейчас первый год эксперимента, и каждый регион или школа могут учитывать какие-то свои особенности.
Но мы не исключаем, что нам понадобится время, чтобы этот универсальный набор критериев в какой-то форме установить. Пока это эксперимент.
— И все-таки, сколько учителей, у которых зарплата осталась прежней, несмотря на новую систему оплаты труда?
— Пока такой цифры не существует, но какой-то процент есть. Примерно не более 10% учителей.
Сейчас, к примеру, судя по пилотным школам, участвующим в проекте, в Бурятии больше всего учителей, у которых зарплата выросла менее чем на 20%, в Мордовии у основной части педагогов прибавка к зарплате составила от 20 до 50%, а вот в Новосибирской области больше учителей, чья зарплата увеличилась на 50-100%.
Есть отдельные проблемы в некоторых субъектах федерации из-за несбалансированности выплат. Они связаны с тем, что стимулирующую часть заработной платы начали выплачивать позже. Такое было в Воронежской области.
В Свердловской области есть определенные проблемы, они связаны не столько с механизмом выплаты заработной платы, сколько с общей работой. Изменение оплаты труда в школах и ряд других данных регион не показал в системе электронного мониторинга.
— А чья вина, что в некоторых регионах новая система оплаты труда работает со сбоями? И как федеральные власти регулируют этот проект?
— Каких-то серьезных сбоев не было. Если говорить о том, почему школы несвоевременно получили средства, то здесь проблемы могли возникнуть как на региональном, так и на муниципальном уровне, поскольку система доведения средств до школ устроена так, что сначала регион перечисляет деньги муниципалитету, потом муниципалитет — в школу.
Федеральный бюджет софинансирует регион, причем эти средства идут не на заработную плату, а на улучшение условий образования — закупку учебного, лабораторного оборудования.
Причем новая система оплаты труда вводится после того, как школы перевели на нормативное подушевое финансирование.
Раньше в большинстве регионов деньги доводились до муниципалитета, а он уже по школам направлял средства не по подушевому принципу. Каждая школа знала, сколько денег придет в муниципалитет, потому что знала, сколько «стоит» один ученик, но не знала, сколько получит она сама, потому что муниципалитет отдавал средства по своим, закрытым, не всегда прозрачным правилам. Сейчас ситуация выправляется, до всех школ доводятся объемы финансирования в соответствии с количеством учеников.
— Софинансирование из федерального бюджета может быть урезано, если регион не справляется с проектом?
— В этом году на проект из федерального бюджета выделено 4 миллиарда рублей, мы поддерживаем проекты в диапазоне примерно от 100 до 400 миллионов. Деньги распределяются по формуле в зависимости от нескольких факторов. К примеру, у региона, у которого больше сельских школьников, больше преференций, а регион, у которого выше уровень бюджетной обеспеченности, денег получает меньше.
Если субъект федерации не справляется с этим проектом, конкурсная комиссия согласно постановлению Правительства имеет право прекратить его софинансирование.
— Но пока таких поводов не было?
— Это решение будет приниматься по итогам года, когда в министерстве конкурсная комиссия рассмотрит отчеты регионов.
Она будет решать, продолжится ли дальнейшее софинансирование региональных проектов на следующий год. Вполне может так получиться, что какому-то региону финансирование будет урезано или прекращено в силу невыполнения обязательств, которые он на себя взял. В конкурсную комиссию, возглавляемую министром Андреем Александровичем Фурсенко, входят представители всех полпредств федеральных округов, профсоюзов, депутаты, сенаторы, общественные деятели.
— Когда планируется переход школ других регионов на новую систему труда?
— Любой регион уже сейчас может самостоятельно вводить свою систему оплаты труда. Если говорить о федеральной поддержке, то мы планируем объявить новый конкурс и поддержать еще десять регионов. То есть, как минимум, в тридцати субъектах при поддержке из федерального бюджета со следующего года будет действовать новая система оплаты труда.
Есть регионы, которые самостоятельно, без федеральной поддержки внедряют комплексные проекты модернизации образования, вводят свою систему оплаты труда, например, Пермский край, Республика Карелия. И есть регионы-консультанты в этой области — Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Поэтому, думаю, что с 2008 года реально около 50 субъектов федерации будут переходить на новую систему оплаты труда.