В Москве задержан сотрудник компании «ВымпелКом», пытавшийся передать данные об абоненте мобильного оператора неустановленному лицу вне компании. Возбуждено уголовное дело. Юристы считают, что дело может стать показательным и процесс будет проводиться максимально жестко. В этом случае сотрудник «ВымпелКома» может стать первым менеджером сотовой компании, который оказался за решеткой за распространение данных о клиентах.
На прошлой неделе в Москве был задержан житель Владимирской области, сотрудник «ВымпелКома». Против него было возбуждено уголовное дело по факту распространения конфиденциальных сведений о клиентах, сообщает РИА РБК. Пресс-секретарь
«ВымпелКома» Екатерина Осадчая подтвердила РБК daily эту информацию: «Сотрудник «ВымпелКома» был задержан сотрудниками управления «К» МВД при попытке передать конфиденциальные данные, возбуждено уголовное дело». В компании также заявили, что речь идет о данных только одного абонента. От дополнительных комментариев в мобильном операторе отказались, сославшись на нежелание мешать следствию. Связаться с представителями Московской прокуратуры, ведущими дело, вчера не удалось.
Некоторые юристы считают, что для арестованного сотрудника сотового оператора дело может кончиться не административным взысканием, а тюрьмой. «То, что инкриминировано этому менеджеру, не является тяжким преступлением. Но проблема в том, что сейчас идет борьба с распространением информации об абонентах сотовых операторов, в результате это дело может стать показательным и проводиться максимально жестко», — говорит Владимир Букарев, партнер коллегии «Барщевский и партнеры».
По его мнению, в качестве меры пресечения может быть избрано содержание под стражей, хотя в обычной ситуации адекватной мерой в данном случае была бы подписка о невыезде, в крайнем случае — залог.
Если бы информация об абоненте действительно вышла за пределы компании, то он мог бы предъявить компании претензии на ненадлежащее выполнение договора и потребовать возместить убытки, говорит г-н Букарев. В случае если бы обвиняемый имел доступ к данным с согласия компании, она бы, безусловно, несла ответственность, даже если бы он и не являлся ее сотрудником. Если же доступ к информации был получен без санкции и ведома компании, то предъявить претензии абонент мог бы только к самому человеку, передавшему данные о нем, заключил Владимир Букарев.
Андрей Корельский, руководитель арбитражной группы компании «Вегас-Лекс» согласен, что преступление менеджера средней тяжести, в этом случае самая суровая мера пресечения — заключение под стражу — обычно не выбирается. «Судьи ограничиваются подпиской о невыезде в течение следственных действий до момента рассмотрения уголовного дела в суде либо же до особого распоряжения», — говорит он. Для «ВымпелКома» при совершении реальной передачи клиентских данных третьему лицу существуют риски, связанные с нарушением конфиденциальности частной жизни. К сотруднику «ВымпелКома» в качестве меры наказания скорее всего будет применен условный срок либо штрафные санкции, считает г-н Корельский. «В судебной практике есть случаи, когда наказанием за преступление средней тяжести было тюремное заключение, однако в данном случае имело место лишь покушение на преступление, что облегчает ситуацию для обвиняемого», — отмечает он.
«ВымпелКом» не в первый раз сталкивается с попытками кражи абонентских данных. Так, в ноябре 2004 года сотрудники управления «К» вместе со службой безопасности компании задержали семерых подозреваемых в продаже через Интернет данных о клиентах мобильных операторов. Среди преступников были и три сотрудника «ВымпелКома» — один бывший и два действующих. В марте 2005 года они были приговорены к различным штрафам.