Минфин готов пойти против заявленного Путиным и Медведевым налогового курса
Минфин выступил с собственной трактовкой заявленного Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым налогового курса. Вчера замминистра финансов Сергей Шаталов, вопреки предыдущим заявлениям обоих президентов, сказал в интервью Интерфаксу о необходимости усиления налогового контроля и введения института оперативных налоговых проверок. Заместитель Алексея Кудрина раскритиковал также предложения Владимира Путина о снижении налога на добавленную стоимость (НДС). Новый вид налоговых проверок, по мнению экспертов, увеличит риски для предпринимателей. Замораживание НДС, по мнению бизнесменов, уничтожает российские предприятия, и ответственность за это лежит на Минфине.
По словам Сергея Шаталова, лоббирование бизнесом снижения ставки НДС свидетельствует о недопонимании ситуации предпринимательским сообществом. «Одна из таких иллюзий состоит в том, что именно НДС обременительнее всего для отраслей с высокой добавленной стоимостью», – считает замминистра. При этом заместитель Кудрина сослался на исследование МВФ, «убедительно показавшее, что по степени влияния на темпы экономического роста снижение НДС находится на втором месте с конца, уступая только налогам на имущество, в то время как снижение корпоративных налогов на прибыль дает самый заметный эффект». Между тем многие предприниматели и чиновники считают вполне возможным снизить НДС с нынешних 18% до 12–13% с одновременной отменой льготной ставки в 10%.
«Если у нас есть ресурсы для снижения налогов, то предметом дискуссии должен стать вопрос, какие именно налоги снижать. И тогда, с моей точки зрения, первым кандидатом может быть налог на прибыль организаций», – говорит Шаталов. По его словам, Восточная Европа предлагает ставки по налогу на прибыль корпораций вдвое ниже, чем Западная Европа, а Западная Европа тоже старается держаться в русле этой тенденции. «Из последних новаций отмечу ставки корпоративного налога в Венгрии – 16% и в Польше – 19%. При этом их совершенно не заботят ставки НДС, остающиеся на сравнительно высоком уровне – 20% в Венгрии и 22% в Польше», – отмечает замминистра.
Между тем президент Владимир Путин заявил в феврале на заседании Госсовета: «Мы должны стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС», подчеркнув, что требуется упростить налоговую систему и минимизировать возможность произвольного толкования законодательства. «Мы должны стремиться к снижению налогового бремени», – сказал президент.
Близкую позицию занимает и избранный президент Дмитрий Медведев – «как можно быстрее надо принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС». «Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности и другого шага – замены НДС на налог с продаж», – заявил Медведев на Красноярском экономическом форуме в феврале 2008 года.
Однако Сергей Шаталов заявил вчера, что «дискуссия о замене НДС налогом с продаж завершена». Аргументы предпринимателей относительно криминализации НДС, массовом уклонении и неоправданных трудозатратах на администрирование этого налога замминистра отвергает. По его мнению, отказ от налоговых злоупотреблений и выход из тени обусловлен не столько ставками налогов, сколько «способностью государства пресекать противоправные действия и тем, как налогоплательщики оценивают риски того, что они будут привлечены к ответственности». При этом Сергей Шаталов высказался за введение в России так называемых оперативных налоговых проверок, поскольку «наши ближайшие соседи, в частности Казахстан, имеют оперативные бригады, которые контролируют, ведет ли предприниматель деятельность, подпадающую под налогообложение, и имеет ли соответствующую регистрацию или патент». По словам замминистра, проработанных предложений от налоговиков на этот счет пока нет, однако «бизнес отнесся бы к этому нововведению с пониманием».
Правда, корреспонденту «НГ» понимания позиции Минфина у представителей бизнеса найти не удалось. «Тезис о завершении налоговой дискуссии – это односторонняя позиция Минфина, которая не отражает реальной ситуации. Сегодня депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, бизнес-объединения и независимые экономисты активно обсуждают желательные налоговые изменения, и этот процесс далеко еще не завершен», – заявил «НГ» глава экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его словам, уклонение от НДС – единственно возможный способ выживания многих российских предприятий, конкурентоспособность которых подрывает нынешняя практика администрирования этого налога. «Если господин Шаталов хочет угробить пару-тройку отраслей экономики, то ответственность за это должна лежать на Минфине», – считает Данилов-Данильян. Тезис об альтернативном снижении налога на прибыль, по словам эксперта, является «разменной монетой Минфина», о которой чиновники говорят уже несколько лет. Однако более правильным решением Данилов-Данильян считает переход к «свободной амортизации», при которой сроки амортизации и включение в себестоимость части цены нового оборудования сможет определять сам предприниматель. Однако даже это решение не заменяет «серьезное реформирование НДС», на котором настаивают все предпринимательские союзы.
«Введение оперативных проверок может серьезно препятствовать развитию малого и среднего бизнеса», – считает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. По ее словам, огромное число надзорных органов дублируют друг друга и наделены избыточными полномочиями. «Основания для проверок в законодательстве прописаны нечетко, контролирующее ведомство вправе потребовать любой документ, касающийся деятельности предприятия. Итогом становятся штрафы и предупреждения, во избежание которых предпринимателям приходится поддерживать коррумпированных чиновников», – поясняет Тамара Касьянова.
По ее словам, альтернативой снижению НДС могло бы стать сокращение налога на прибыль с 24 до 20%, поскольку это простимулирует инвестиции предприятий. До 2004 года ставка налога на прибыль составляла 30%, но действовала льгота на часть инвестируемой прибыли. После отмены инвестиционной льготы ставка снизилась до 24% и стала единой для предприятий всех сфер деятельности. «Отмена инвестиционной льготы фактически снизила стимулирующую функцию этого налога», – отмечает Касьянова.
«Без утверждения норм оперативных проверок говорить об изъянах механизма оперативных проверок нельзя, но по опыту предыдущих нововведений можно утверждать, что расширение форм контроля создаст для бизнеса дополнительные проблемы», – считает адвокат управляющей компании «Правовой эксперт» Валерий Гуща.
Введение института оперативных проверок, по мнению экспертов, может потребовать увеличения штатной численности налоговых служб. «За последние 8 лет число федеральных чиновников выросло на 60%, а региональных – на 35%. Раздувать численность контролеров в условиях острого дефицита трудовых ресурсов сегодня нельзя», – говорит Данилов-Данильян.
Михаил Сергеев