5 мая операционный директор Сибирско-Уральского региона компании «Лента» Павел Бродов сообщил о запланированном открытии в городе очередного гипермаркета и новом подходе компании к вопросам сдачи объектов в эксплуатацию. Официальное заявление было сделано во время своеобразной экскурсии по «Ленте» на Большевистской, организованной для журналистов и чиновников. Помимо подробного рассказа о функционировании федеральной сети гипермаркетов на примере новосибирской «Ленты», г-н Бродов коснулся и обсуждаемой последнее время темы: платят ли поставщики и сколько за «вход» в торговый центр.Началась экскурсия с комментария операционного директора Сибирско-Уральского региона компании «Лента» Павла Бродова по поводу событий, связанных с проверкой и приостановкой работы новосибирских ТЦ «Лента» из-за не оформленных до конца некоторых разрешительных документов: «Новосибирск для нас был непростым, но со всей ответственностью могу сообщить, что по двум торговым комплексам вопросы закрыты. Все документы получены. Решен принципиально вопрос и по комплексу на Гусинобродском шоссе.
Что касается нового комплекса на Кирзаводской, который мы собираемся открыть в июне, то можем гарантировать, что без соответствующих разрешительных документов открытие комплекса не состоится».
Невский проспект и главная «улица» «Ленты». Экскурсию по гипермаркету на Большевистской Павел Бродов проводил лично. В качестве «туристов» выступали чиновники разных уровней (довольно много было представителей районной администрации и мэрии) и журналисты. В качестве осматриваемых «достопримечательностей» оказались торговые стеллажи ТЦ, цеха собственного производства, холодильные камеры и «улицы» гипермаркета. В частности, выяснилось, что одна из крупнейших «аллей» названа «Невский проспект» в честь центрального проспекта Санкт-Петербурга — города, откуда «Лента» и пошла по России.
На «Невском» в «Ленте» расположены хиты наступающего летнего периода. Сейчас актуален сезон «Дача-огород», а самыми ходовыми позициями являются земля, семена, шатры, лопаты и мангалы для шашлыков.
Самая главная «улица» — промоаллея — расположена в глубине ТЦ. Здесь находится реклама производителей и расширенная выкладка отдельных товаров по специальным ценам с заметными крупными ценниками. Кстати, попасть со своим товаром в эту зону стоит определенных денег. Но и появление товара здесь, как утверждает г-н Бродов, может повысить уровень продаж в десятки, а то и в сотни раз.
Собственное производство и товары под своей маркой — явление на рынке супермаркетов распространенное. У «Ленты» есть цех, где происходит нарезка и расфасовка мясных товаров, цех, где производят салаты, и своя пекарня. Кстати, почти все доступно для обозрения — помещения расположены за стеклом. И везде есть свои тонкости: например, упакованные мясные продукты стоят на 7–10 % дешевле, чем эти же продукты, но еще не расфасованные. Предварительная фасовка сокращает расходы (не надо держать за прилавками дополнительных продавцов, которые по просьбе отрезали бы нужные кусочки) и за счет низкой цены приучает покупателя брать именно ее. Правда, вскользь замечают руководители «Ленты», активнее разбирается все же нефасованная мясная продукция.
Плата за «вход» и формирование цен. Руководители «Ленты» утверждают, что цены формируются на уровне минимальных за счет сокращения расходов: экономия на лишних сотрудниках (например, в отделе фруктов предусмотрено самообслуживание), на складских помещениях (весь товар размещается в торговом зале) и т.д. Наценка на товары — в пределах 2–14 %, на социально значимые группы — «минимальная».
«По тем товарам, которые нацелены на сегмент покупателей с доходами выше среднего, наценки могут быть выше, чем на товар, который предназначен для сегмента покупателей с доходом средний–ниже среднего», — уточнил г-н Бродов.
Низкую цену на определенную продукцию держат за счет собственных марок — «Лента» (товары средней ценовой категории) и «365 дней» (более дешевые). Всего представлено более 600 наименований таких товаров, оборот которых — 5 % от оборота ТЦ. Скоро появится своя марка и на премиальный товар. Удешевление происходит из-за отсутствия необходимости раскручивать брэнды за пределами ТЦ.
Что касается платы за «вход» в ТЦ (здесь это называют более корректным словом «бонус»), то это мера вынужденная и оправдывает себя, утверждают в «Ленте». На эти «бонусы» (берутся раз в квартал или в год, размер является коммерческой тайной) в гипермаркетах создают дополнительную рекламу, издают каталоги и т.д.
Павел Бродов прокомментировал корреспонденту НГС.НОВОСТИ: «Каждый, для того чтобы работать с «Лентой», платит бонус. В порядке исключения — по социально значимым товарам (
молоко средней и низкой жирности, хлеб, растительное масло и т.д. — прим. автора) могут быть достигнуты определенные договоренности. Но это единичные случаи. И это не значит, что поставщики не платят бонусы. К тому же такие товары можно пересчитать по пальцам одной руки. Тем более с 1 мая отменено федеральное соглашение, поэтому никакого требования со стороны правительства по наценкам на социально значимые товары нет. Соответственно, я не думаю, что сейчас есть необходимость в каких-то особых условиях с поставщиками по социальным товарам».
Илья Калинин
Фото Алены Балгеймер