
Тяжба с банком «Русский стандарт» завершилась для 59-летнего Виктора Захарова победой. Решением Железнодорожного суда в счет возмещения материального ущерба и морального вреда с банка взыскано в общей сложности 10 тысяч 347 рублей. Эту сумму новосибирец отсудил за сердечный приступ и последующую госпитализацию в больницу. Трагедия разыгралась после серии ночных звонков автоинформатора, требующего погасить чужой долг. И хотя банк заявил, что всему виной сбой компьютерной системы, пострадавший пенсионер с этим так и не согласился. Корреспондент НГС.НОВОСТИ разбирался, как недобросовестная работа при взыскании долга чуть не стоила человеку жизни.
История началась еще летом 2006 года. В квартире военного пенсионера, подполковника в отставке Виктора Захарова раздался звонок. Вежливый голос поинтересовался здесь ли проживает Альберт Захаров, такого-то года рождения. Виктор ответил, что это его сын, но проживает он в другом месте, а по этому адресу только прописан. И поинтересовался, кто его спрашивает. Звонивший мужчина представился сотрудником банка, и рассказал, что недавно этот самый сын Альберт взял в кредит на 9 тысяч рублей стиральную машинку, и просрочил очередной платеж.
Виктор Захаров пожал плечами, дал настоящий адрес и телефон сына, и сказал, что не в курсе его финансовых дел. На том и расстались. Однако спустя неделю в квартире пенсионера опять зазвонил телефон, и тот же голос спросил, где Альберт и почему он не платит за кредит. Когда звонившему объяснили, что такой здесь не живет, и что вообще со своим 34-летним сыном родители практически не общаются, голос в трубке сказал, что долг возвращать все равно придется и распрощался. С этого момента начались главные приключения.
По словам Виктора Захарова, сотрудники банка стали звонить в его квартиру еженедельно 2-3 раза в неделю с требованием вернуть долг. Разговор отца с сыном ничего не дал: как понял из беседы с пенсионером корреспондент НГС.НОВОСТИ, они живут как посторонние люди. Когда звонившие попадали на Виктора Захарова, тот вскипал и пытался выяснить, почему к нему пристают.
«Как вы могли дать сыну кредит, если он уже 10 лет нигде не работает? – кричал он в трубку. – Рассчитывали, что я буду платить? А у меня спрашивали на то разрешения?»
Наконец у жены Захарова не выдержали нервы, и она внесла за сына 4300 рублей. Звонки прекратились ровно на месяц, а потом началось все по-новой. В итоге регулярные напоминания о чужом долге довели Виктора Захарова до предела. Трагедия разыгралась в ночь с 7 на 8 ноября 2006 года.
«Если раньше автоинформатор звонил только днем, то в тот вечер он впервые позвонил в 22:00, - вспоминает Захаров. – Потом совершенно неожиданно в полночь. А когда телефон зазвонил в 2 часа ночи, то со мной чуть истерика не случилась. До последнего момента надеялся, что это по служебной надобности, но в трубке опять завел свою волынку автоинформатор».
После этого пенсионер уже не мог заснуть, как и не мог просто взять и отключить телефон, так как работает начальником отдела эксплуатации железной дороги, и по инструкции обязан быть всегда на связи.
Звонки автоинформатора в 4 и 6 часов утра окончательно доконали Захарова, ему стало плохо, и он вызвал «скорую». Диагноз – инфаркт.
Когда корреспондент НГС.НОВОСТИ попросил вчера, 15 мая, офис-менеджера банка «Русский стандарт» соединить его с начальником отдела, который занимается работой с должниками, трубку телефона на том конце провода взял мужчина. Собеседник не представился, да и сам разговор получился достаточно стремительным.
Суть его в том, что, по версии «Русского стандарта» в ту злополучную ночь случился компьютерный сбой, и автоинформатор стал работать неконтролируемо.
- За что, собственно, Виктору Захарову и выплатили 10 тысяч рублей, - прокомментировал собеседник. - Случай этот единичный, и сенсацию на этом делать ошибочно. Банк работает в правовом поле, и ночные звонки не практикует. - В какое время работает автоинформатор? - Это наш служебный вопрос. Да, случился сбой, но банк пошел навстречу человеку.
В то же время Захаров не считает, что банк пошел ему навстречу. Во-первых, исковые требования были удовлетворены в неполном объеме. Так, компенсацию морального вреда он требовал не пять, а 50 тысяч рублей, кроме того, он просил суд обязать ответчика принести на заседание извинения в письменной форме. Но их ему так и не принесли. Как считают специалисты, история с Захаровым более чем типична. Отличие ее только в том, что у пенсионера сдало сердце, в то время как у большинства сдают только нервы.
«К сожалению, в России нет пока законодательства, регулирующего работу банков и коллекторских агентств по взысканию просроченной задолженности», - посетовал ответственный секретарь Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Александр Капустин. Сейчас, по его словам, на этом рынке очень много недобросовестных игроков, которые занимаются «вышибанием» долгов, и активно практикуют и ночные звонки, и «окучивание» родственников, чтобы они повлияли на должника, и другие виды психологического давления вроде писем с нарисованными черепами.
Тем не менее, как уверяет Капустин, в настоящее время существует проект закона о коллекторах, который разрабатывался совместно с ассоциацией банков России, где предельно ясно прописаны некоторые очевидные правила работы. «В частности, есть четкие ограничения по временным рамкам работы с должниками. Никаких звонков с напоминанием в период с 23:00 до 6:00», - говорит Капустин.
Андрей Ткачук
|