Динамичное развитие российского авторынка в последние годы привело к тому, что иностранные автопроизводители, поначалу с такой тщательностью выбиравшие региональных партнеров, начали открывать официальные дилерские центры чуть ли не в деревнях. Производители “народных иномарок”, в частности GM и Skoda, подтвердили нам, что готовы начать экспансию в российские города с численностью населения от 100 до 300 тысяч человек. Автопроизводители переоценивают свои возможности: во-первых, реальный спрос на новые иномарки в регионах и особенно в столь мелких городах не так велик, как может показаться из столицы, во-вторых, продавцы заранее обрекают покупателей на многомесячное ожидание запчастей.
Еще два-три года назад региональные торговые компании из городов-миллионников (и около того) выстраивались в очередь и просили лицензию у автопроизводителя, который придирчиво выбирал себе преемника в регионе, при этом ссылаясь на огромный лист требований к опыту компании, ее финансовым возможностям и пр. Сейчас дошло до того, что автопроизводители не зацикливаются ни на численности населения, ни на требованиях к дилерам как таковым, а некоторые даже пересмотрели свои стратегии развития, учитывая новые рыночные обстоятельства.
Аналитики автомобильного рынка сообщают, что резко возрос спрос на исследования региональных рынков, при этом автопроизводителей интересуют совсем небольшие города, численностью от 100 до 300 тыс. человек. Автопроизводители бюджетных иномарок и не скрывают, что собираются оккупировать российскую глубинку.
“Мы начинаем открывать дилерские центры и в таких городах на основе очень тщательного анализа ситуации в данном городе, – говорит директор по связям с общественностью представительства GM Агнеш Рона. – На основе прогноза продаж наших автомобилей в данном городе/регионе на ближайшие пять лет и расчета рентабельности инвестиций в строительство дилерского центра мы принимаем решение о целесообразности размещения официального дилерского центра GM во всех городах с населением от 100 000 и выше”.
Skoda в ближайшие два года впервые откроет дилерские центры в таких городах, как Омск (2008), Белгород (2008), Астрахань (2009), Брянск (2009), Владимир (2009), Иваново (2009), Нижний Тагил (2009), Орел (2009), Тамбов (2009), Кострома (2009), Саранск (2009), Йошкар-Ола (2009), Смоленск (2009), Псков (2009), Новгород (2009), а также несколько новых центров в городах, где дилеры Skoda уже работают.
“В 2010-2011 гг. мы готовы рассматривать такие города, как Тамбов, Орск, Новороссийск, Таганрог, Нижневартовск, Абакан, Улан-Удэ, Владивосток, Хабаровск, – добавляет специалист по развитию дилерской сети Skoda Auto Russia Андрей Тананыкин. – Эти и некоторые другие города попадают под категорию от 200 до 300 тыс. человек, соответственно, мы такие города рассматриваем. Обусловлено это прежде всего потребностью рынка, но и, конечно же, потребность крупных компаний инвестировать средства тоже присутствует”.
Кроме того, что автопроизводители снизошли до провинциальных российских игроков, они упростили требования к потенциальным партнерам. Например, в представительстве GM сообщили, что требования “обсуждаются с кандидатами на дилерство в индивидуальном порядке и непосредственно зависят от дислокации предполагаемого дилерского центра”. Skoda заявила, что “при наличии интересного предложения сроки рассмотрения городов могут быть изменены”. Среди основных требований пока остаются: опыт работы в автобизнесе, устойчивое финансовое положение и готовность инвестировать средства в строительство и оснащение нового дилерского центра, наличие необходимых документов на земельный участок и предлагаемые объекты недвижимости.
“Всего в России порядка 50 городов, интересных однозначно всем, – комментирует директор аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – Есть около 45 городов численностью от 400 тыс. человек и выше, которые интересны многим и будут осваиваться автопроизводителями в ближайшее время. У них есть план выхода и освоения рынка, надо развиваться. Столицу освоили, надо дальше куда-то идти”. По оценке С. Целикова, в данном случае речь идет прежде всего о компаниях, имеющих не менее сотни официальных дилеров, в первую очередь это Ford и GM.
Между тем, несмотря на позитивный посыл, ожидать, что региональные компании будут драться за право продавать новые иномарки в глубинке, не следует. В отдаленных городах, где средняя зарплата населения едва достигает 10-12 тыс. рублей, предпочитают ездить на сильно подержанных иномарках возрастом до 10-15 лет либо на “Жигулях”. По оценке С. Целикова, сегодня в городе численностью 300-400 тыс. человек насчитывается 100 тыс. автомобилей, то есть на каждую тысячу человек приходится по 250-270 автомобилей. Уровень продаж в таком городе – около 10 тысяч иномарок в год (по всем маркам), это значит по 200-300 машин на каждого дилера, что уже, в принципе, может быть рентабельным бизнесом. Однако в городах численностью 100-200 тыс. человек этот показатель сокращается почти вдвое, и 100 автомобилей в год для официального дилера (со всеми затратами на развитие) – это чертовски мало и фактически убыточно.
Не слишком полезным будет открытие дилерских центров по продаже новых иномарок и для потребителя. Сегодня даже в городах численностью 600-800 тысяч человек, где работает по два-три официальных дилера, существуют огромные проблемы с запчастями. Так, например, в Тольятти, где работает пять официальных дилеров General Motors (из них два по немецкой продукции, включая “GM-АвтоВАЗ”, остальные только “GM-АвтоВАЗ”), завод “GM-АвтоВАЗ” и проходят заводские испытания Opel, большая проблема получить запчасти по подвеске Opel – срок ожидания из Германии три месяца – на центральном складе в Москве их нет. Запчасти для Volkswagen и Skoda, упорно пытающихся взять статус “народных” иномарок, в провинции неимоверно дороги и часто также требуют ожидания. Что же говорить о маленьких и удаленных от столицы населенных пунктах – уже понятно, что срок ожидания запчастей, если речь идет не о расходниках, здесь будет еще больше!
Правда, автокомпании уверяют, что предпримут все меры, чтобы их клиенты получали цивилизованный и своевременный сервис. В GM заявили, что проблем быть не должно, в частности, представительство находится в процессе создания нового склада в Екатеринбурге с целью иметь запчасти ближе к пунктам их использования.