Европейская «дочка» корпорации Coca-Cola —
греческая Coca-Cola Hellenic Bottling Company (CHBC) — вчера сообщила в
своей отчетности о снижении продаж в России на 4,5% в третьем квартале
этого года. По мнению компании, среди причин — инфляция, нестабильность
на финансовых рынках и длительная плохая погода в России. Вскоре после
публикации отчетности CHBC произошло серьезное падение котировок
пивоваренной компании Carlsberg: к концу сессии в Копенгагене они
снизились на 11,8%. Как полагают европейские аналитики, инвесторы
испугались, что факторы, перечисленные Coca-Cola, могут оказать
негативное влияние на валовую прибыль компании Carlsberg, основной
бизнес которой приходится на Россию.
Директор по внешним связям российского офиса Coca-Cola Яна
Гуськова сообщила РБК daily, что снижение продаж компании в России было
отмечено впервые за несколько лет. «Мы считаем, что на снижение продаж
в России основное влияние оказала плохая погода, нежели ситуация на
финансовых рынках», — отметила г-жа Гуськова.
На это сообщение сразу же отреагировали акции пивоваренной
компании Carlsberg: в течение всего дня они падали и на момент закрытия
биржи снизились на 11,8%, до 346,5 датской кроны за акцию. По убеждению
аналитика Cazanove Мэтью Уэбба, слова которого приводит Reuters, на
котировки Carlsberg, у которого 60% EBIT приходятся на Россию,
непосредственное влияние оказало сообщение Coca-Cola. Carlsberg
является единственным владельцем Baltic Beverages Holding, основного
акционера крупнейшего российского производителя пива «Балтика». В
России компании принадлежит десять предприятий суммарной мощностью
около 40 млн гектолитров в год. По данным агентства «Бизнес Аналитика»,
в 2007 году доля «Балтики» в стоимостном выражении составляла 37,6%.
В «Балтике» вчера отказались комментировать динамику своих
продаж, сославшись на период молчания. «В этом году пивной рынок в
минус, конечно, не уйдет, но его прирост будет совсем незначительным»,
— сказал РБК daily представитель одной из пивоваренных компаний. С этим
соглашается аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. При этом
она считает, что между рынком пива и безалкогольных напитков не стоит
проводить параллели: «В отличие от пива спрос на безалкогольные напитки
более чувствителен к влиянию инфляции».
ОЛЕГ ТРУТНЕВ