"Дефляция доллара только усугубит глобальный кризис. Если поставить главные задачи перед командой Барака Обамы, то среди первых трех приоритетов - это ослабление национальной валюты. Меньше всего сейчас США нужен суперкрепкий доллар, который подорвет экспорт американских товаропроизводителей", - сказал экономический аналитик Совета по внешним отношениям (CFR) Брэд Сетсер, работавший ранее в казначействе США.
Это мнение он высказал на круглом столе CFR, журнала Economist и школы бизнес-университета Нью-Йорка.
Начиная с середины октября доллар вырос по отношению к евро более чем на 6%, несмотря на то, что экономика США первой вошла в депрессию.
Однако в самих США этот факт не радует бизнес-сообщество - экономический прогноз на нынешней год скорректирован до нулевой отметки роста, и дефляция не будет способствовать оживлению спроса.
По мнению Сетсера, новой администрации следует пойти на выкуп собственных обязательств за счет дополнительной денежной эмиссии, что ощутимо понизит курс доллара на финансовых рынках.
В октябре потребительские цены в США упали на волне снижения спроса на 1% к уровню сентября, что стало самым большим ценовым падением для Америки со времен начала Второй мировой войны, и новым испытанием для Минфина, который до этого занимался спасением банковской системы и размораживанием кредитного кризиса.
Дефляция усугубит кризис в США за счет удорожания заемных ресурсов, а также подтолкнет бизнес и потребителей попридержать доллары в расчете на более существенное снижение цен, что ввергнет рынок в губительную для производителей спираль дефляции, отмечают аналитики. Главными причинами дефляции экономисты называют резкое падение цен на энергоносители.
"Рынки ждут как воздуха нового стимуляционного пакета от администрации Барака Обамы, которая придет в Белый дом в январе 2009 года, чтобы поднять потребительскую активность", - сказал на этом круглом столе декан школы бизнеса Stern и колумнист Forbes Томас Кули.
Все ожидают, что стимуляционный пакет подтолкнет и потребительскую инфляцию.
Аналитики полагают, что нулевая ставка рефинансирования, или стоимости федеральных кредитов, становится в новых условиях вполне реальной перспективой.
Потребитель пока не доволен
В отличие от деловых "верхов", в "низах" недовольства падением цен нет - покупатель в массе доволен сезоном скидок в супермаркетах в преддверии Дня благодарения и грядущего Рождества. Хотя в условиях кризиса и нестабильности на подарки и традиционный шоппинг потрачено будет явно меньше обычного.
"Ничего страшного в дефляции нет. Пусть свободный рынок скорректирует цены-дайте фишкам упасть туда, где они лягут", - написал на форуме Wall Street Journal читатель под ником Экономист.
Участники дискуссии на форуме не драматизируют ситуацию с ценами, видя в этом определенные преимущества, или даже находя проблему надуманной.
"Я купил себе новое кресло. Никакой дешевизны у нас нет - все товары в среднем на 20% дороже, чем в прошлогоднем сезоне. Кто распускает эти слухи (о дефляции)?", - недоумевает доугой член сообщества Wall Street Journal.
Американцы утверждают, что готовы были бы тратить и тратить, удовлетворяя жажду потребления, да только кредитные карточки у многих заморожены.
"Народные" сетевые супермаркеты не дожидаясь рождества вывешивают ярлыки Sale, обещающие распродажи с небывалыми скидками. "Шопоголики" не дожидаясь стимуляционного пакета выстраиваются в очереди на дешевых распродажах.
Правительство думает, как отправить за покупками американцев, потребительский аппетит которых считается барометром мировой экономики. Ведь если дефляция наберет обороты, промышленники вынуждены будут пойти на новые сокращения рабочих мест из-за падения прибыли. А уровень безработицы и так, по скорректированной оценке правительства еще до оглашения данных о дефляции, превысит в 2009 году отметку в 7%.
"Ничего страшного. Просто скидки. Хорошие скидки на все. Люблю, люблю, люблю", - поделился эйфорическим настроением читатель самой влиятельной деловой газеты.