Затеянная АвтоВАЗом в прошлом году кампания по выявлению
пропаж машин в собственной дилерской сети выявила недостачу почти 7 тыс.
машин на общую сумму 1,4 млрд руб. Спустя год автопроизводитель может
подвести итоги: фактически завод может рассчитывать на возврат только
трети потерянных денег, да и то в течение пяти лет. При этом 4,5 тыс.
машин, потерянных дилером — «Элекс-Полюсом», могут считаться
«невозвратными». Об этом пищет rbcdaily.ru. В начале 2009 года АвтоВАЗ начал масштабную
проверку своей сервисно-сбытовой сети. Подтолкнуло к этому банкротство в
конце 2008 года одного из крупнейших дилеров завода — «Элекс-Полюса»
(недостача машин у него составила более 4,5 тыс. штук). Причем одной из
причин пропажи машин оказалась прежняя схема работы с дилерами: до мая
2009 года завод передавал своему управлению региональных продаж (УРП)
машины вместе с ПТС. Руководители дилеров нередко занимали посты и в УРП
и в результате могли распоряжаться машинами по своему усмотрению, не
перечислив платы за них заводу. Сейчас получить ПТС дилер может, только
оплатив заводу автомобиль. Ближе к концу 2009 года стали известны
предварительные результаты проверки: недостача автомобилей с 1 января по
21 октября составила 7459 штук. Помимо «Элекс-Полюса», пропажу заметили
в сбытовых «внучках»: «Брянск-Лада», «Кубань-Лада»,
«Петрозаводск-Лада», «Ростов-Лада» и «Саратов-Лада». Против ряда
руководителей дилерских центров были возбуждены уголовные дела, и, как
подчеркивали на АвтоВАЗе и в «Ростехнологиях», именно госкорпорация
выступила их инициатором. Правда, на конец 2009 года АвтоВАЗ
скорректировал сумму потерь: пропавшими считаются только 6385 машин
общей стоимостью 1,4 млрд руб. Завод подал несколько исков к «внучкам»
на общую сумму 545 млн руб. и к структурам «Элекс-Полюса» на сумму
997,22 млн руб. Причем, как сообщается в отчетности АвтоВАЗа, возврат
долга «Элекс-Полюса» признан маловероятным, а вот «внучки» вполне могут
расплатиться — с ними еще весной заключены мировые соглашения. Согласно
мировым соглашениям, «Брянск-Лада» (выявлена недостача 171 машины),
«Кубань-Лада» (1000), «Петрозаводск-Лада» (34), «Ростов-Лада» (650) и
«Саратов-Лада» (408) признали за собой долги в размере 120% от стоимости
утраченных автомобилей, а также акцизов. Вернуть их стоимость АвтоВАЗу
они должны до 2013—2015 годов, на сумму долга будут начисляться проценты
по ставке 16,5% годовых. Условия расплаты у каждого свои.
«Кубань-Лада» получила возможность начать выплаты лишь с января 2011
года, а вот «Петрозаводск-Лада» должна расплатиться быстрее всех — до
2013 года. Как отметили РБК daily в «Брянск-Лада», компания
выплачивает долги в соответствии с графиком. А вот у «Ростов-Лада» из-за
не очень хороших продаж в августе—сентябре образовалась задержка по
выплате основного долга, и компания выплатила только проценты. «Но к
концу года мы рассчитываем снова войти в график платежей», — утверждает
дилер. Правда, еще в сентябре этого года сама «Ростов-Лада» подала
иск о признании компании банкротом и сумела добиться введения процедуры
наблюдения. Как отметили РБК daily на АвтоВАЗе, применение такой
юридической нормы, как банкротство, дает возможность вести текущую
деятельность и централизованно договариваться с кредиторами о
реструктуризации задолженности. По мнению старшего юриста ГК «Крикунов и
партнеры» Олега Зайцева, банкротство не должно повлиять на мировое
соглашение. «АвтоВАЗ должен будет предъявить эти же требования в рамках
процедуры банкротства, и должник должен будет выплатить всю сумму до
2015 года», — отмечает он. На АвтоВАЗе добавляют, что в отношении
прежних руководителей «Ростов-Лада», допустивших противоправные действия
по отчуждению имущества и товарной собственности, возбуждены уголовные
дела. Чем закончились другие уголовные дела, заведенные по факту пропажи
автомобилей, на АвтоВАЗе не говорят. Но некоторым руководителям
сбытовых «внучек» АвтоВАЗа уже удалось избежать уголовного
преследования: дела на них были закрыты, так как следствие не обнаружило
фактов хищений. К примеру, выяснилось, что не обнаруженные у
«Саратов-Лада» 408 машин были проданы, но деньги пошли не заводу, а на
погашение банковских кредитов, фактически заместив долг перед банком
долгом перед заводом.
|