Возможность
при подготовке проектной документации самостоятельно определить
требования к безопасности производственного объекта появилась благодаря
поправкам в закон о промышленной безопасности опасных объектов, объяснил
вчера руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин. Закон уже подписал президент Владимир Путин.
Поправки вводят четыре категории опасных объектов — в зависимости от угрозы, которую они представляют. Для объектов IV класса
(«низкой
опасности») режим регулирования должен стать наиболее мягким — порядок
начала работы станет уведомительным. Ростехнадзор сосредоточится
на объектах I и II класса: в эти категории, по предварительным оценкам,
попадает 1000 и 20 000 объектов соответственно, рассказал Кутьин, и это
около 10% от объектов, которые должен проверять Ростехнадзор.
Альтернативное
регулирование промышленной безопасности также будет закреплено
в поправках в технический регламент о безопасности зданий и сооружений,
это обсуждалось еще на заседании президентской комиссии по ТЭКу, передал
через представителя вице-премьер Аркадий Дворкович.
По прежним
правилам проекты создания новых производств приходилось подгонять под
устаревшие нормы, объясняли промышленники. В России исторически сложился
отличный от зарубежного подход к проектированию и строительству
промышленных объектов, объяснял Кутьин: например, из-за необходимости
повышения обороноспособности.
Есть
и другие особенности, привел пример Кутьин: в российские нормативы
включены особые требования к расстояниям между объектами на заводах. При
соблюдении всех российских требований к планировке и безопасности
отдельных элементов площадь установки изомеризации для Московского НПЗ
увеличилась вдвое по сравнению с параметрами, предусмотренными
владельцем лицензии — американской компанией UOP, а стоимость
строительства выросла на 20% еще на стадии проектирования, указано
в материалах РСПП.
Рост
издержек из-за устаревших норм и несовершенного регулирования может
составлять 10-30%, писал президент РСПП Александр Шохин Дворковичу.
Отдельные проекты и вовсе становятся неокупаемыми из-за слишком высоких
капитальных затрат, жаловался предправления «Газпром нефти» Александр Дюков во время обсуждения поправок на «открытом правительстве»: «Нет места для инноваций, нет места для творчества в хорошем смысле этого слова».
Полностью
отказаться от действующих норм нельзя, но и введение правил для всех
новых производств требует больших временных и административных затрат,
признал Кутьин. Поэтому при строительстве, реконструкции или капитальном
ремонте производственных объектов у бизнеса будет возможность готовить
проектную документацию, исходя из обоснования безопасности,
а не на основе имеющихся норм и правил, обещает он.
Это
следует из новой редакции ст. 3 закона о промышленной безопасности
опасных производственных объектов, объясняет сотрудник Ростехнадзора:
она разрешает при необходимости отступать от действующих норм и при
проектировании устанавливать необходимые требования в обосновании безопасности.
Оно
должно содержать описание объекта, отступления от общих нормативов
и недостающие правила, а также оценки риска аварий на объекте и порядок
его безопасной эксплуатации, следует из проекта постановления
правительства . Это постановление должно быть принято до конца весны, рассказал Кутьин.
Такой
подход позволит ускорить проектирование и значительно сократить расходы
при строительстве объекта и ввода в эксплуатацию, надеется Кутьин,
облегчатся и проверки. Если объект проектировался по обоснованию
безопасности, инспекторы будут проверять соответствие объекта лишь тем
требованиям, которые в нем содержатся, а не многочисленным нормам
и правилам, установленным законом. Все остальные требования проверяющих
будут считаться избыточными и исполнению не подлежат, уверяет он: «Мы уже предупреждаем своих сотрудников».
Промышленники
очень рассчитывали на возможность пользоваться обоснованиями
безопасности, но обновленным законом недовольны. Формулировки статьи,
которая позволяет применять обоснование безопасности, нечеткие, сетует
сотрудник крупного промышленного холдинга. Даже если необходимые
изменения будут закреплены и в техрегламенте, риски сохраняются,
продолжает он: все техрегламенты вскоре должны приниматься на уровне
Таможенного союза и его снова придется обновлять. «Подход, в сущности, все тот же: нам объясняют, как строить новое предприятие», — заключает «Ведомости».