Исследование, выполненное специалистами Международного совета по чистому транспорту (ICCT),
установило, что реальные показатели выбросов в атмосферу, основанные на
данных о потреблении горючего, у ряда современных автокомпаний заметно
отличаются от заявленной производителями информации. Об этом пишет Газета ру.
В настоящее время расхождение реальных данных с паспортными составляет 25%, утверждают эксперты.
К примеру, 10 лет назад эта разница тоже существовала, но тогда она достигала лишь 10%.
Эксперты
подчеркнули, что разрыв между паспортными данными и реальностью заметно
увеличился в 2007–2008 годах, когда многие европейских страны перешли
от налога, основанного на объеме двигателя, к сбору, базирующемуся на
количестве вредных выбросов в атмосферу, а также ввели требования по
чистоте выхлопа у новых автомобилей на рынке. В России транспортный
налог основан на мощности двигателя, а проверка количества вредных
выбросов в атмосферу не является обязательной.
Авторы масштабной
многостраничной работы собрали и проанализировали данные испытаний,
выполненных как в дорожных условиях несколькими транспортными компаниями
и автомобильными порталами и изданиями, так и тестами в лабораторных
условиях, которые выполнили усилиями общественных организаций. Наличие
таких данных позволило проследить за ситуацией с нескольких сторон и
учесть такие факторы, как разница в манере вождения. В числе
информационных источников, которые использовали авторы исследования,
стоит выделить базу данных о топливном расходе автомобилей в Германии
Spritmonitor.de, данные системы корпоративных топливных карт Travelcard в
Нидерландах, а также информацию британского издания WhatCar? и
немецкого клуба автомобилистов ADAC. В общей сложности в выборку
исследования попали данные как минимум полумиллиона владельцев
автомобилей.
В рамках исследования специалисты проанализировали
показатели выбросов и экономичности среди наиболее популярных на рынке
ряда европейских стран марок. В их число попали бренды BMW, MINI,
Mercedes-Benz, Smart, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Citroen, Renault,
Toyota, Volkswagen, Audi, Skoda и Volvo.
Наибольшие расхождения с официальными данными были зафиксированы у немецких премиум-брендов.
Так,
показатели загрязнения выхлопа у автомобилей BMW оказались на 30% выше
заявленных производителем. Следом шли марки Volkswagen и Audi, в их
случае официальные данные оказались завышены на 28%. Далее следует бренд
Mercedes-Benz – данные завышены на 26%.
В числе других компаний,
чьи реальные показатели топливной эффективности значительно разошлись с
заявленными производителем данными, вошли компании Toyota, Renault,
Peugeot и Citroen – в их случае разница составила около 15–16%.
«Это
также означает, что реальный расход топлива, с которым обычно
сталкивается водитель, примерно на 25% отличается от данных, которые
указаны в рекламе и промоматериалах к автомобилям», — заявил Питер Мок,
управляющий директор европейского представительства ICCT. Такая разница в
данных приводит к тому, что средний водитель в Европе переплачивает
почти $400 за горючее ежегодно из-за различий в заявленном и реальном
расходе топлива.
Тем не менее авторы
исследования подчеркнули, что автопроизводители не сделали ничего
противозаконного – они умело пользуются гибкостью существующей системы
сертификации автомобилей в Европе под названием NEDC.
Система
устарела и оказалась не способна учитывать множество аспектов реального
вождения, из-за которых различные показатели автомобилей в жизни могут
заметно отличаться от данных лабораторных тестов, считают эксперты.
Кроме того, в опубликованном ранее исследовании Европейской комиссии,
в котором также говорится о растущей разнице в официальных и реальных
показателях топливной эффективности, говорилось о том, что
автопроизводители прибегают к различным ухищрениям, чтобы улучшить
показатели расхода горючего и, как следствие, занизить данные о вредных
выбросах в атмосферу. Среди таких уловок эксперты выделили использование
шин, обеспечивающих повышенное сцепление с дорогой, и испытания
автомобилей на нереалистично гладких поверхностях.
В настоящее
время главы европейских стран пытаются прийти к новому соглашению по
стандарту автомобильных выбросов. Стороны разделились на тех, кто
выступает за ужесточение экологических стандартов вплоть до
запланированного в США лимита выбросов в 70 граммов углекислого газа на
километр пути, и на тех, кто лоббирует интересы крупного автомобильного
бизнеса и ищет послабления экологических требований. По существующему
плану, стандарт выбросов в Европе должен понизиться почти на треть — до
95 г/км в 2020 году. По данным за 2012 год, этот показатель в
европейских странах составляет 136 г/км.