Конкуренция российских товаров с импортными больше не является
серьезной помехой для роста производства в отечественной промышленности,
пришли к выводу в Институте Гайдара. Зарубежная продукция в большинстве
своем недешевая, но более качественная, российская, как правило,
дешевле и более низкого качества. Следовательно, и поводов для
конкуренции меньше, чем можно предположить.
«Сдерживающее влияние
конкуренции с импортом снизилось и стабилизировалось после устойчивого
роста в 2009—2010 годах, — написал в свежем Бюллетене конъюнктурных
опросов завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей
Цухло. — Причем в условиях масштабного, по данным официальной
статистики, роста импорта и явной стагнации спроса на отечественную
продукцию».
До кризиса 31% предпринимателей считали, что импорт
является сдерживающим фактором роста производства. На пике кризиса этот
показатель упал до 13%, к концу 2010 года вырос до 25%, а в 2011 году
снизился до 21%, несмотря на существенный рост объемов импорта. «Из
такого сочетания данных напрашивается вывод, что в 2011 году в страну
стали ввозиться товары, не считающиеся нашими предприятиями
конкурирующими с отечественной продукцией. И другой вывод: не так
страшна отечественная статистика, как ее порой… интерпретируют», —
отметил г-н Цухло.
Иностранные предприятия находятся в иной
«весовой категории» и не воспринимаются российскими предприятиями как
конкуренты, пишет РБК daily со слов автора бюллетеня. «Спросите себя сами, что
может составить конкуренцию последнему BMW на российском рынке, —
продолжает Сергей Цухло. — Ничего. И так во многих отраслях. Наша
промышленность держится на плаву за счет бедного населения и небогатых
предприятий. Именно они обеспечивают сбыт российских товаров». По мере
того как доходы домохозяйств и предприятий будут расти, россияне будут
все больше переключаться на импортные товары.
«Наши товары
выигрывают по ценовым параметрам, следовательно, попадают в другую нишу,
— соглашается главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. —
Однако в случае укрепления рубля к доллару российские товары, так или
иначе, подорожают и попадут в одну нишу с импортными. В таком случае
отечественная продукция конкуренции не выдержит, и можно будет говорить о
сдерживающем влиянии конкуренции на рост производства».
Этот
вывод правомерен в отношении производства машин и оборудования, но его
нельзя распространить на большую часть импорта, скептичен главный
экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик: «В сельском хозяйстве,
например, ситуация другая. Конкуренция происходит напрямую с
аналогичными товарами».
Не стоит забывать и то, что за последние
10—15 лет зарубежная продукция методично вытесняла отечественного
производителя из названных ниш. Именно поэтому сегодня нельзя говорить о
равной конкуренции в области машиностроения: иностранные предприятия
просто-напросто выиграли битву прошлого десятилетия, говорит г-н
Лисоволик.
«Простой и перспективный путь для российской
промышленности — найти свою нишу. Особое внимание нужно уделить
переработке сырья, — считает Алексей Девятов. — Чтобы не продавать
Финляндии лес, а потом покупать там бумагу». Этому помогло бы и развитие
среднего класса, предпочитающего российские товары, которые
качественнее и дороже китайских, но дешевле и хуже американских и
европейских.