Власти одного из сельских
районов Киргизии решили, что выкуп за невесту не должен быть больше 50 тысяч сомов (около 1100 долларов США), четырех овец и двух тюков хлопка.
Постановление администрации Ноокатского района
Киргизии так и называется - "О сокращении свадебных расходов и размера калыма". Оно ограничивает протяженность свадебного кортежа четырьмя автомобилями, а также запрещает использовать в кортеже "дорогие машины".
По различным данным, ежегодно жители Киргизии
тратят около 2 млрд долларов "на семейные обряды". Критики пышных
торжеств часто приводят этот факт в паре с другой цифрой: внешнего долга страны, который равен примерно 3 млрд долларов.
Год назад власти Узгенского района Ошской
области приняли решение штрафовать "за чрезмерно пышные свадьбы и похороны". Вскоре парламент Киргизии в очередной раз обсуждал
законопроект, суть которого также заключалась в сокращении трат на
семейные торжества - свадьбы, похороны и тризны.
Кредит на мясное блюдо
"Я против калыма, против того, что бы мы "продавали" своих детей"
Равшан Жээнбеков,
депутат парламента
Экономика Киргизии после двух смен власти -
"тюльпановой революции" 2005 года и "апрельской революции" 2010-го -
переживает не лучшие времена. Однако жизнь продолжается, и люди
совершают традиционные обряды - и при этом, как правило, режут скот и
приглашают многочисленных родственников.
Редкая свадьба обходится без выкупа за невесту,
"средний" размер которого сейчас негласно установился на уровне в 1000
долларов, хотя бывают случаи выплаты крупных сумм. Такие свадебные
истории потом становятся предметом городского фольклора.
На свадьбу обычно режут лошадь или корову, а
также несколько овец. Все зависит от количества приглашенных родных и
близких: их число нередко доходит до нескольких сотен, а мяса должно
хватить на всех.
Ради того, чтобы "всё прошло, как у людей", некоторые семьи берут кредиты в банках и закладывают имущество.
А стоило ли тратиться?
Но нелегкие экономические обстоятельства вносят перемены и в местные традиции.
В Кыргызстане стало гораздо больше пар, чьи
родители договариваются обойтись без калыма - некогда обязательного
условия проведения свадьбы. Сегодня, особенно в городах, стороны иногда
отказываются от выкупа.
Молодой человек по имени Талгат признается, что
он не платил калым. Вместо этого на эти деньги решено было сыграть
свадьбу, и родители невесты согласились на это.
"На свадьбу я взял кредит в банке, еще половину
суммы дал мой старший брат. Мы достойно сыграли свадьбу. Хорошо
встретили и проводили всю родню: и мою, и невесты. Правда, спустя время
вот думаю - а надо ли было так тратиться?" - задается вопросом Талгат.
Никто не виноват, но что делать?
"Невозможно это отрегулировать одним законом или приказом - это у нас в крови"
Табылды Акеров,
историк
Сократить расходы жителей страны на семейные
торжества в парламенте Киргизии пытаются уже давно. У этой идеи немало
как сторонников, так и противников.
Прежде высший законодательный орган принимал
постановления о запрете на пышные торжества. В 2010 году депутаты
обсуждали соответствующий законопроект, авторы которого заявляли, что он
поможет "сэкономить гражданам большие деньги", а также снизит уровень
бедности в стране.
Но после бурных дискуссий закон так и не был принят.
Поддержавший тогда законопроект депутат от
партии "Ата-мекен" (Родина), которая входит в правящую коалицию, Равшан
Жээнбеков и ныне выступает против чрезмерных, по его мнению, семейных
обрядов.
"Я против калыма, против того, что бы мы
"продавали" своих детей. Еще 20 лет назад, когда я женился, я выдвинул
условие своим родителям и родителям невесты - калыма не будет. И мы
просто сыграли свадьбу", - говорит Равшан Жээнбеков.
"К сожалению, у нас всегда были лжереформы. Мы
требовали от граждан одно, но сами высокопоставленные чиновники делали
другое. Запрещая чрезмерные траты для населения, чиновники сами играют
пышные дорогостоящие свадьбы для своих детей", - продолжает депутат.
Кандидат исторических наук Табылды Акеров - в
числе тех, кто сомневается как в вероятности принятия нового закона, так
и вообще в возможности регулировать такую сферу общественной жизни, как
национальные обряды и семейные торжества.
"Невозможно это отрегулировать одним законом или
приказом - это у нас в крови. Люди продолжат жить по обычаям: резать
скот и зазывать гостей на свадьбы, поминки и любые другие торжества. А
все потому, что с древности в кочевом обществе было так заведено", -
убежден историк Табылды Акеров.