Интернет-магазины становятся настоящей
помехой в работе офлайн-розницы на развитых рынках. Крупный американский
розничный оператор Target Corp.(десятый
по объему продаж мировой ритейлер; торгует в гипермаркетах продуктами
питания, одеждой, электроникой, предметами интерьера) обратился к своим
поставщикам с просьбой помочь ему в борьбе с перетоком покупателей в
интернет, пишет «Ведомости» со ссылкой на The Wall Street Journal.
Покупатели приходят в обычные магазины не за покупками, а для того,
чтобы померить одежду или посмотреть электронику вживую, а потом
заказывают эти товары в интернете — как правило, дешевле, сетует
ритейлер.На прошлой неделе Target направила письмо поставщикам с
просьбой разработать для нее специальные модели, не продающиеся в
конкурирующих магазинах, пишет WSJ. А если выпуск специальных товаров
невозможен, сеть просит производителей предоставить ей такие скидки,
чтобы на полке гипермаркета товар стоил не дороже, чем в интернете.«Мы
не хотим, чтобы наши магазины выступали в роли шоурумов для
онлайн-розницы, которая не делает никаких инвестиций в то, чтобы строить
магазины», — говорится в письме, подписанном гендиректором Target
Греггом Стейнхафелем. Менеджмент компании настаивает, что взаимовыгодное
развитие бизнеса в условиях усиливающейся конкуренции возможно только
при тесном партнерстве производителей и продавцов. Превращение
офлайн-магазинов в примерочные и витрины для интернет-конкурентов —
большая проблема для американских ритейлеров, от торговца электроникой
Best Buy до книготорговой сети Barnes & Noble, но тактика Target
вряд ли способна переломить рыночный тренд, считают аналитики,
опрошенные WSJ. По их мнению, эксклюзивные товары и скидки от
поставщиков не решат фундаментальных проблем: расходы онлайн-ритейлеров
на персонал и аренду существенно ниже, а во многих штатах и налоги для
онлайн-розницы ниже. Для российской розницы подобная проблема
становится все более существенной, считает Андрей Шашков, управляющий
магазином товаров для туризма и активного отдыха Salomon. По его оценке,
традиционные ритейлеры могут терять до 15% от оборота из-за того, что
покупатель уходит от них в интернет. Выход один — самим уйти в сеть:
создать интернет-подразделение и продавать там товар со скидкой, считает
Шашков. Тогда покупатель будет приходить, выбирать товар и покупать его
в твоем же интернет-магазине, считает он. В электронной рознице
переток покупателей был настоящей проблемой несколько лет назад — тогда
российский рынок электроники был серым и некоторые дистрибуторы
продавали в интернет-магазинах товары по ценам значительно более низким,
чем цивилизованная розница, напоминает Антон Пантелеев, пресс-секретарь«М.видео». Сейчас эта практика себя изжила, считает он. В московском обороте«М.видео» продажи техники в интернете составляют 7%. Не сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны интернета и торговцы одеждой средней ценовой категории.«Если говорить о ценовом сегменте"средний плюс”, то критическая масса женской аудитории(от 30 лет и выше), покупающей одежду в интернет-магазинах, пока еще невелика», — считает директор по продажам ООО«Ольсен рус»(бренд Olsen) Людмила Клестова. Покупатели в возрасте 30-40 лет предпочитают совершать покупки в офлайн-магазинах. Каннибализация
трафика офлайн-розницы интернет-магазинами — это долгосрочный тренд для
всего мирового рынка, соглашается владелец проекта Boutique.ru Денис
Белов. И только для компаний, жестко ориентированных на традиционные
продажи, это становится реальной проблемой, считает он: большинство
розничных сетей стремятся создать собственное интернет-подразделение. В
России сегмент интернет-торговли значительно отстает в развитии от
рынков развитых стран и интернет-магазинов, представляющих реальную
угрозу для офлайн-торговцев, немного, считает Белов.«У
нас порой бывает обратная ситуация, когда люди находят вещь в
интернете, а потом идут ее искать в обычных магазинах. Но постепенно
аудитория интернет-розницы развивается, доверие к покупкам в интернете
растет», — рассказывает он.
|