Фото: РИА Новости Если вина чиновника доказана, санкции за коррупцию должны быть максимально жесткими Губернаторов, которые уделяют недостаточно внимания привлечению бизнеса в свои регионы, нужно отправлять в отставку. Такое радикальное предложение прозвучало на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Об этом пишет "РГ" В течение всех трех дней работы форума главной темой, которую обсуждали власть, бизнес и экспертное сообщество, стало привлечение инвестиций. Власти подчеркивали: никакой разницы между иностранными и российскими деньгами здесь быть не может, отношение к любому инвестору должно быть максимально уважительным. А главные проблемы, которые выделяет бизнес, звучат прозаичнее: бюрократия, коррупция, недостаточно развитая инфраструктура, в последнее время добавилась еще и нехватка квалифицированной рабочей силы. На форуме корреспонденту "РГ" удалось побеседовать с замминистра экономического развития Сергеем Беляковым. Многие бизнесмены на форуме говорили, что одна из главных проблем российского инвестклимата - коррупция. У вас есть рецепты, как побороть это бедствие? Надо для этого принимать какие-то законы, программы?
Сергей Беляков: В принципе все, что касается борьбы с коррупцией, можно сделать в рамках действующего законодательства. В том числе в части ответственности чиновников. Это, как и во многих других вопросах, проблема правоприменительной практики. Уголовный кодекс имеет, на мой взгляд, достаточное количество статей, которые предполагают немаленькую ответственность в отношении тех, кто является фигурантами коррупционных дел. Политическая воля тоже продекларирована. По сообщениям СМИ, администраций разных регионов, правоохранительных органов мы видим, что кампания по борьбе с коррупцией развернута. Свидетельство тому - дела в отношении крупных и менее крупных чиновников. Главное - это перестало быть табу, принадлежность к касте чиновников сейчас не означает индульгенцию. Но надо признать, что санкции, которые выносятся по итогам рассмотрения таких дел, смехотворны. Здесь нет риска переборщить. Я считаю, что если вина чиновника доказана, санкции, исходя из тех, что предусмотрены УК, должны быть максимально жесткими. В этом вопросе либерализм только вреден. Есть и такое мнение: чиновники берут взятки, потому что их заносит бизнес... Сергей Беляков: Но он их заносит, потому что часто коррупционные проявления вызваны огромным количеством административных барьеров. Наша задача - снять их, демотивировать бизнес пытаться решить свои вопросы таким образом. То есть исключить причину коррупционных проявлений. Необходимо также сформировать устойчивую модель нетерпимости к таким проявлениям в обществе. Коррупция - это не специфическая черта российской экономики. Она существует и в других странах развивающихся рынков - Индии, Китае. Но мы сами себе продекларировали амбициозные цели по улучшению инвестиционной среды. Это вызов, который стоит перед российской экономикой. А ключевой проблемой является коррупция. Значит, надо этим заниматься. Представители регионов говорят, что для улучшения инвестиционного климата им надо больше полномочий. А территориальные органы федеральной власти им не подчиняются. Как тут быть? Сергей Беляков: Я согласен с тем, что если регионы являются центральным звеном по привлечению инвестиций, то и полномочия должны быть у них. Но эти полномочия должны быть подкреплены финансово. И это не ключевая проблема. Губернатор может проводить активную политику по привлечению инвесторов и создавать комфортные условия для ведения бизнеса и в существующей системе отношений. Такие примеры нам хорошо известны. Это Калужская область, Ульяновская область, Татарстан и некоторые другие регионы. А мотивы есть? Губернаторы сетуют: как только у них, в том числе за счет инвестиций, растут отчисления в бюджет, они лишаются дотаций из центра. Тогда какой смысл бороться за инвесторов? Сергей Беляков: Действительно, сейчас система межбюджетных трансфертов выстроена так, что их объем зависит от налогового потенциала. И чем он выше, тем меньше трансферт. На мой взгляд, система межбюджетных трансфертов нуждается в изменении. Но это сложный вопрос. В то же время мотивы привлекать инвесторов существуют у местных органов власти и сейчас. Те социальные обязательства, которые закреплены за регионами, и задачи, стоящие перед ними в плане создания рабочих мест и социальной стабильности, требуют финансовых ресурсов. Для этого в регионы должны прийти инвесторы, готовые реализовывать проекты. В этом смысле никакой проблемы с мотивацией у региональных начальников нет. Но важно, чтобы административные барьеры для бизнеса не пытались компенсировать налоговыми преференциями. А что в этом плохого? Сергей Беляков: Часто льготы - это механизм снижения высоких издержек, связанных с ведением бизнеса. Раздать льготы проще, чем принять системные решение по улучшению инвестиционного климата. Но страдает от этого регион, недосчитывающийся поступлений от налогов, которые могли бы прийти в казну от развития бизнеса. Минэкономразвития готовит проект закона о государственно-частном партнерстве. В чем его идеология, ведь проекты частно-государственного партнерства существуют и сейчас? Сергей Беляков: Мы разработали законопроект, направленный на расширение практики частно-государственного партнерства. Он вносит изменения в действующее законодательство в части упрощения процедур реализации таких проектов. |