Освоение космоса, на протяжении 3 десятилетий являвшееся безусловной прерогативой государственных агентств, все больше зависит от частного бизнеса. Растущую роль нового игрока подтвердил и обнародованный недавно Бараком Обамой план реструктуризации NASA. Один из основных моментов документа — ставка на бизнес, который, по мысли президента США, не без пользы для себя станет активно сотрудничать с государством в освоении космоса, в том числе, в доставке астронавтов и грузов на МКС. В Белом доме прогнозируют: уже лет через 10 частные ракеты-носители понесут на орбиту туристов, обретут популярность новые виды спорта — спейсборд, космопланеризм и экстрим с перегрузками. Поделиться космосом с частниками, похоже, готов и «Роскосмос», пишет BFM.RU.
Частный бизнес, по крайней мере, американский, стать партнером государства в освоении околоземного пространства не прочь — это сулит в буквальном смысле слова космические прибыли. Примеров коммерциализации технологий, разработанных изначально для государственных нужд, немало. В первую очередь, на ум приходят компьютеры и Интернет. Теперь же история может повториться на новом уровне — объектом частных инвестиций станет космос. Первый очевидный шаг по его освоению бизнесом — отправка на орбиту туристов. И если использующая элементы «государственного» освоения космоса (корабли «Союз» и МКС) программа космического туризма вот-вот будет завершена, то «частники», самостоятельно разрабатывающие корабли и программу полетов, только вступают в игру.
Наиболее перспективным и быстрореализуемым проектом называют программу суборбитальных полётов компании Virgin Galactic экстравагантного британского миллиардера из списка Forbes Ричарда Бренсона (Richard Branson). Готовность поучаствовать в космическом приключении продолжительностью два с половиной часа и стоимостью 200 тысяч долларов уже выразили несколько сотен человек, в том числе около 10 россиян. Как сообщил BFM.ru Игорь Тер-Айрапетов, аккредитованный агент Virgin Galactic по продажам в России и глава российского отделения Elegant Resorts, во всем мире забронировано более 300 мест. «Эта цифра возрастает постепенно, не намного, потому что люди хотят знать точную дату, когда они могут полететь», — говорит Тер-Айрапетов.
Определенности с датой как раз нет. Первый полет, говорит представитель Elegant Resorts, скорее всего, состоится в 2011 году. Однако потенциальные туристы, например, владелец московского рекламного агентства Orange Игорь Куценко, не перестают надеяться, что им удастся отправиться в космос на борту корабля SpaceShipTwo уже в этом году. А три года назад, когда Elegant Resorts была назначена эксклюзивным агентом Virgin Galactic по продаже суборбитальных космических полетов, в пресс-релизе компании говорилось, что «первый коммерческий полет предполагается произвести в 2009 году». Точную дату старта Virgin Galactic обещает объявить после пробных полетов ракетоплана, представленного Брэнсоном в декабре прошлого года.Игорь Тер-Айрапетов (в центре), Ричард Бренсон (слева) и конструктор SpaceShipTwo Берт Рутан. Фото: из личного альбома Тер-Айрапетова.
На тестирование корабля, как предполагается, уйдет от года до полутора лет. После этого, надеется Игорь Тер-Айрапетов, продажи вновь пойдут в гору: «Я знаю людей, которые просто ждут, когда мы точно сможем назвать даты. Интерес есть, и такой, что несколько компаний друзей согласны купить полет на шестерых для того, чтобы полететь вместе».
По плану Ричарда Брэнсона, в постройку кораблей и подготовку инфраструктуры должно быть инвестировано порядка 250 млн долларов, хотя на заре проекта говорили о 100 млн. К настоящему моменту потрачено уже 150 млн. долларов. Один из будущих космонавтов, бизнесмен Игорь Куценко оценивает инвестиции в проект в миллиард долларов. «Проект задумывался изначально, как достаточно длительно окупаемый. Есть ранние косты — стоимость самого полета, есть достаточно серьезная политика ценовая, намеченная на то, чтобы сокращать стоимость билетов», — рассказывает он.
Определить, во сколько Virgin Galactic обойдется один полет (амортизация корабля, ВПП, оплата работы пилотов), в компании затрудняются. «Всего заказ сделан на два самолета-носителя и пять космических кораблей. Просчитать реальную стоимость одного полета невозможно», — говорит Тер-Айрапетов.
Потенциальную доходность проекта тоже сложно рассчитать. На продаже билетов Virgin Galactic, очевидно, заработала уже не менее 50 млн. долларов. Компания Брэнсона предлагает несколько категорий билетов. Чтобы попасть в первую сотню пассажиров SpaceShipTwo, надо оплатить полную стоимость путешествия, выложив сразу 200 тыс долларов. Среди купивших билеты этой самой престижной категории, по словам Тер-Айрапетов, места пока не распределены — их разыграют в лотерею.
Со второй сотни 100-процентной оплаты полета уже не требуется. Чтобы гарантировать себе место с 100 до 200, надо внести 175 тысяч долларов, с 200 по 300 — 150 и так далее. За места «500+» необходимо внести депозит 20 тысяч. Остальное надо будет выплатить платить за три месяца до полета.
У иностранцев считается престижным оказаться среди первых 500 клиентов Virgin Galactic — эти люди войдут в первую тысячу побывавших в космосе. Россияне же исходят из того, что если уж они не оказались «первыми русскими», то очерёдность не важна.
На перераспределение мест повлиял кризис. «Некоторые из тех, кто бронировал полет, к примеру, во второй сотне, внесшие депозит 175 тысяч, переехали в пятую, забрав 75 тысяч. Другие вообще ушли в категорию пятисотых мест, то есть от полета полностью не отказались, но сократили депозит. В основном это американцы и несколько человек из Арабских Эмиратов», — рассказывает Тер-Айрапетов.
Изменили ли свои планы российские туристы, до конца не ясно. Ещё два года назад, по сведениям газеты «Коммерсантъ», покинуть пределы атмосферы намеревался совладелец MiraxGroup Сергей Полонский, которого в свое время из-за высокого роста не пустили на МКС. В пресс-службе компании информацию о заинтересованности руководителя компании в услугах Virgin Galactic не подтверждают. Однако источник в окружении Полонского уверил BFM.ru, что планы девелопера, несмотря на финансовые проблемы Mirax, в силе.
Кроме главы MiraxGroup в той же публикации упоминался и бывший владелец торговой сети «Седьмой Континент», депутат Госдумы Владимир Груздев, якобы, также купивший билет VG. В беседе с BFM.ru Груздев отрицал, что такие планы были: «Никаких билетов я не покупал. Вот будет проект реализован, тогда и посмотрим». В 2007 году о полете депутата на МКС в качестве космического туриста говорили как о деле практически решенном. Спикер Госдумы и лидер партии Борис Грызлов объявил тогда, что это будет существенным вкладом «Единой России» в космическую программу.
Но вместо полета на орбиту Груздев на батискафе «Мир-1» совершил погружение на глубину 4261 метр, установив на дне Северного Ледовитого океана российский флаг.
Отказываться от полёта не намерен экс-совладелец «Евросети» Тимур Артемьев, которого в начале прошлого года вызывали на допрос по делу Чичваркина и который с тех пор находится за границей. Как рассказал BFM.ru Игорь Тер-айрапетов, Артемьев по-прежнему намерен совершить суборбитальный полёт вместе с женой. Артемьев готов лететь, подтверждает Игорь Куценко: «Нет проблем с «Евросетью», есть проблемы конкретно с бывшим партнером, его вроде бы это никак не затрагивает».
Однако на общих встречах будущих космонавтов, которые организует Ричард Бренсон, Артемьева не видели, вспоминает Куценко: «Мы общаемся, вместе куда-нибудь ездим. Очередная тусовка будет в Марокко, называется «Future-astronauts». Поэтому я очень многих знаю, мы переписываемся, поддерживаем отношения, у нас очень интересные совместные поездки. Но его [Тимура Артемьева — BFM.ru.] там не видел, я его видел здесь».
Представитель компании Elegant Resorts Игорь Тер-Айрапетов сетует, что встречал в прессе много негатива в отношении проекта суборбитальных полетов. Год назад он даже предлагал Роскосмосу устроить теледебаты. Эта идея пришла в голову Тер-Айрапетову после того, как к нему обратился потенциальный клиент Virgin Galactic, «человек лет 50-ти, купивший с друзьями самолет и летающий где-то в Подмосковье», которого от путешествия на борту SpaceShipTwo отговаривает его тренер, сын одного из бывших космонавтов.
«Прямого негатива» со стороны Роскосмоса, означенного Тер-Айрапетовым, нет, заверил BFM.ru пресс-секретарь агентства Александр Воробьёв. Но если бы представители космического ведомства согласились участвовать в теледебатах, это можно было бы воспринять как рекламу Virgin Galactic. «Многие специалисты в России не считают суборбитальные полеты космическими», — говорит Воробьев.
Space Adventures, сотрудничающая с «Роскосмосом» уже 10 лет, за это время отправила на МКС 7 туристов. Это удовольствие не из дешевых — несколько дней пребывания на станции обойдутся в 30-40 млн долларов, за выход в открытый космос придётся доплатить ещё 15 млн. Зато полёт на МСК подразумевает пребывание на расстоянии 340-360 километров от Земли, в то время как Virgin Galactic предлагает подняться лишь на 110 км. Но Space Adventures, похоже, приостанавливает деятельность. В прошлом году глава Роскосмоса Анатолий Перминов объявил, что Чарльз Симони «будет последним или, может быть, предпоследним туристом». Экипаж МКС вырос до шести человек, поэтому для туристов там уже нет места.Чтобы популяризировать идею суборбитальных коммерческих полетов, компания Elegant Resorts планировала предложить бесплатное место на борту SpaceShipTwo первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Это было непросто. Во-первых, бесплатных билетов у Virgin Galactic нет. Даже известные астронавты вынуждены оплачивать полёт самостоятельно. Правила Virgin Galactic запрещают покупку билетов спонсором. Но ради Валентины Терешковой компания решила смягчить требования и в качестве исключения разрешить ей полёт за чужой счет, если найдутся спонсоры.
Валентина Терешкова отказалась комментировать эту ситуацию BFM.ru, а в её приёмной (Терешкова — депутат Ярославской облдумы от «Единой России») объяснили, что никаких предложений от американской компании Терешкова не получала.
Тер-Айрапетов убежден, что Virgin Galactic сумет первой отправить туристов в космос за сравнительно небольшие деньги. Дела у конкурентов, похоже, идут неважно. Угрозу могла бы представлять финансируемая компанией Intel программа Hermes, предлагающая поднять туристов на 112 км и обеспечить им пребывание в невесомости на протяжении 15 минут, пишет портал 3DNews. Но на реализацию программы уже давно не хватает полутора миллионов долларов. Вот уже на протяжении полутора лет нет новостей и о российском проекте «Aerospace Rally System» — совместной разработке МАИ, МГТУ им. Баумана и РКК «Энергия».