Составители рейтинга использовали шесть основных критериев оценки:
репутация в академической среде, цитируемость публикаций сотрудников
вуза, соотношение числа преподавателей и студентов, отношение к
выпускникам среди работодателей, а также относительная численность
иностранных преподавателей и студентов.
В ходе подготовки рейтинга было опрошено более 46 тысяч академических
экспертов, 25 тысяч работодателей, аудировано более 2,5 тысячи
университетов, 729 вузов отрейтинговано.
Итоги рейтинга
Впервые рейтинг возглавил Массачусетский технологический институт
(MIT). По мнению авторов рейтинга, рост MIT совпадает со смещением
акцентов в сторону науки и техники. Второе место в глобальной десятке
занял лидер 2011 года - Кембриджский университет, на третьем месте -
Гарвардский университет. Далее Университетский колледж Лондона, Оксфорд,
Королевский колледж (Великобритания), Йельский университет, университет
Чикаго, Принстонский университет и Калифорнийский технологический
институт.
Между тем два ведущих вуза России - МГУ имени Ломоносова и
Санкт-Петербургский государственный университет остаются в рамках одной
группы, как и в прошлом году. МГУ находится на 116 месте (112 в 2011
году), СПбГУ - на 253 месте (251 в 2011 году).
Также потеряли несколько строк Томский госуниверситет - 580 место
(474 в 2011 году), Казанский федеральный университет - 663 место (603 в
2011 году) и Нижегородский госуниверситет имени Лобачевского - 719 место
(696 в 2011 году). По мнению авторов рейтинга, главной причиной этого
стало уменьшение цитирования.
Зато несколько российских вузов совершили своего рода прорыв. МГТУ
имени Баумана поднялся на 27 позиций и занял 352 место в мире.
Новосибирский госуниверситет поднялся вверх на 29 очков и занял 371
место. МГИМО на 367 месте (389 в 2011 году),Томский политехнический
университет - на 567 месте (607 в 2011году).
Несмотря на то, что после слияния это первый рейтинг для Уральского
федерального университета, ему удалось удержаться в пределах одной
группы: 450-500 место. Также продолжают подъем РУДН - 537 место (600 в
2011 году) и Высшая школа экономики - 542 место (564 в 2011 году).
Впервые в рейтинге появились Российский экономический университет
имени Плеханова (768 место) и Дальневосточный федеральный университета
(692 место).
"Мы видим, у некоторых из русских университетов
стабильный прогресс с момента первого выхода на QS", - отмечает
Зайцева. По ее мнению, окупаются инвестиции в образование и
международные вузовские связи.
"Я рассчитываю на тесное сотрудничество с ректорами, министерством
образования и науки России и другими заинтересованными сторонами для
обеспечения поручения президента Путина о пяти вузах в топ-100 к 2020
году. Если это не будет достигнуто, то, по крайней мере, вузы
придвинутся ближе", - считает региональный директор QS.
Российские амбиции
Успехи ряда российских университетов, показавших рост своих
рейтинговых позиций, стали приятной новостью, отмечает проректор по
программному развитию МГИМО Александра Худайкулова.
"Российские университеты только недавно начали
активно включаться в процесс интернационализации, который кстати давно
уже стал устойчивым глобальным трендом. В этом смысле можно сказать, что
мы только в самом начале пути", - считает проректор.
Однако по ее мнению, в абсолютном значении позиции российского образования все еще недооценены.
"По сравнению с прошлогодними показателями, у МГИМО рост менее
значителен, но мы им гордимся. Ведь чем выше, тем тяжелее", - отмечает
Худайкулова.
Она добавила, что у МГИМО в нынешнем рейтинге QS улучшились позиции в
опросах академического и профессионального сообществ. "Это особенно
ценно, ведь это наш репутационный капитал в международном
образовательном сообществе и среде работодателей", - считает проректор.
По ее мнению, появление в ближайшее время вузов РФ в первых строках
мирового рейтинга - задача амбициозная, куда реальнее войти в первую
сотню, хотя это и потребует больших усилий и государственной поддержки.
По целому ряду показателей, как, например, публикационная активность и
цитируемость в ведущих мировых изданиях, российские технические вузы
более узнаваемы на международной арене. Труднее приходится гуманитарным
университетам, считает Худайкулова.
"Они сталкиваются с растущей конкуренцией как
на национальном, так и глобальном рынке образовательных услуг. Для них
рецепт успеха может заключаться только в постоянном развитии, внедрении
новых форм образовательной работы и технологий, разработке уникальных,
востребованных рынком программ", - считает проректор.