Весной 2011 года Дмитрий Медведев назвал техосмотр «никчемной бумажкой» Российские власти
радикально реформировали процедуру техосмотра. С нового года эта услуга
практически полностью перейдет в ведение страховщиков и сервисменов.
Проверка автомобилей упростится, а без талона ТО нельзя будет купить
полис ОСАГО. Цены первое время останутся практически на прежнем уровне и
поднимутся только весной. Но эксперты считают, что система все равно
останется коррупционной, пишет gazeta.ru. С 1 января 2012 года техосмотр уходит из ведения
ГИБДД. Инструментальный контроль автовладельцы будут проходить в
сервисных центрах, аккредитованных Российским союзом автостраховщиков(РСА).
Теперь в качестве оператора будут выступать не только техцентры, но и
автосервисы, а также автодилеры, у которых есть необходимое оборудование
для проведения диагностики и хотя бы один технический эксперт. У
эксперта помимо технического образования должно быть высшее. Именно
техник и будет принимать решение о выдаче талона ТО. Сама
процедура проведения техосмотра будет упрощена. Время сократится с 41
до 30 минут: это станет возможно за счет сокращения числа позиций,
которые подлежат проверке, в несколько раз. Теперь во время техосмотра
будут проверять работу тормозной и топливной систем, тонировку, звуковой
сигнал, ремни безопасности, рулевое управление, наличие знака аварийной
остановки и огнетушителя, состояние колес, шин, световых приборов,
стеклоочистителей, концентрацию вредных выбросов в выхлопе и уровень
шума. Перестанут проверять наличие аптечки, состояние подушек
безопасности, датчиков ABS, износ колодок и особенности строение фар. Эксперты
утверждают, что провести качественный инструментальный контроль
автомобиля за полчаса невозможно. Кроме того, многие техцентры пока не
представляют, как проверять автомобили на шум: для этого нужно
специальное оборудование и отдельная комната, чего у многих просто нет. Ранее
ГИБДД во время техосмотра также проверяла автомобили на угон – теперь и
эта функция упразднена. Контролировать машины гаишники будут только на
дорогах. В РСА«Газете.Ru»
сообщили, что, по состоянию на конец декабря уходящего года, в реестр
операторов ТО внесены сведения уже о 1621 юридическом лице и
индивидуальном предпринимателе, которые будут работать на 2249 пунктах
техосмотра. Еще около 1200 операторов должны подать заявки в ближайшее
время. Аккредитацию РСА начнет проводить с 1 января 2012 года.
Примечательно, что из 14 субъектов в РСА не поступило еще ни одной
заявки: в этих регионах до 2014 года продолжат работу существующие
пункты государственного техосмотра, где выдачу талонов по-прежнему будут
осуществлять сотрудники ГИБДД. Всего гаишники продолжат присутствовать
на пунктах ТО в 22 субъектах. До старта реформы
насчитывалось около 3000 пунктов инструментального контроля. Они уже не
справлялись с потоком автомобилей, притом что 55% автовладельцев(данные
опроса ресурса Drom.ru) покупали талоны за взятки. При этом в следующем
году на пункты ТО нахлынет новая волна автовладельцев — обладатели
почти 3 млн авто, приобретенных в 2008 году, еще 1,5 млн — в 2009-м плюс
еще несколько миллионов автомашин, чей срок для прохождения техосмотра
истек в 2011-м или истекает в 2012-м. В ГИБДД
заверяют, что очередей в будущем году на пунктах ТО удастся избежать:
так как массовый поход автовладельцев за талонами приходится на весну,
за два оставшихся месяца операторы успеют отладить процессы по новой
схеме. После разговоров о серьезном подорожании для
водителей процедуры техосмотра чиновники неожиданно объявили, что в
начале следующего года пройти техосмотр можно будет даже дешевле, чем
сейчас. Так, в Москве пройти техосмотр можно будет за 690 рублей, как и
сейчас. Тарифы вырастут на 10—15%, но не ранее весны(т.
е. после президентских выборов). Впрочем техцентры уже требуют
пересмотра правил расчета стоимости работ: по таким тарифам бизнес
становится нерентабельным.«Принимая такие расценки, мы уводим рынок в тень», – говорит генеральный директор союза«Техэксперт» Сергей Зайцев.
Как и сейчас, на новые автомобили(в
возрасте до 3 лет) талон техосмотра не понадобится. По умолчанию такие
автомобили будут ездить без талона. Для легковых машин и легких
грузовиков возрастом от 3 до 7 лет ТО будет проводиться один раз в 2
года, старше семи лет — каждый год. Для пассажирского транспорта,
осуществляющего коммерческие перевозки, техосмотр нужно будет проходить
раз в полгода, как и сейчас. Для грузовиков массой свыше 3,5 тонн, авто
со спецсигналами и учебных машин ничто не меняется — проходить ТО они
будут ежегодно. Новая форма ТО будет устроена таким образом, что при
продаже автомобиля проходить его заново не потребуется. Отметка
о том, что автовладелец прошел ТО, будет ставиться в полис ОСАГО. Таким
образом, без фактического прохождения ТО купить полис автогражданки
будет невозможно. Вместе с тем в электронную форму техосмотр переводить
пока не планируется – водителям по-прежнему будут выдавать пластиковые
бланки. Однако ГИБДД обещает, что на дорогах инспекторы больше не будут
требовать талон: теперь достаточно будет наличия полиса ОСАГО.«Оштрафовать
или как-то иначе наказать водителя за отсутствие техосмотра мы теперь
не можем, поэтому и смысла проверять наличие талона уже нет», –
признался первый заместитель главы ГИБДД России Владимир Швецов. Материальная ответственность за ДТП в случае неисправности автомобиля будет ложиться на плечи техцентра, проводившего ТО. Так,
если техэксперт выдал талон ТО, а затем случилось ДТП из-за
неисправности автомобиля, то оператор технического осмотра должен
возместить в полном объеме вред, причиненный владельцу транспортного
средства или страховой компании. Страховщикам разрешат требовать выплаты
за ущерб с оператора в случае ДТП из-за неисправности автомобиля, а
также с водителей такси, автобусов и грузовиков, ставших виновниками
аварии без наличия действующего талона ТО. Решение
реформировать техосмотр озвучил в мае этого года президент Дмитрий
Медведев. Это произошло после многочисленных скандалов, разразившихся на
фоне огромных очередей на пунктах инструментального контроля. Медведев
признал техосмотр не только бесполезной коррупционной процедурой, но и
обременительной для граждан.«Ценность этого(техосмотра)
абсолютно минимальная, — заявил президент в прямом эфире. — Наши
автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы
получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может
пока ездить». В итоге Медведев предложил либо отменить техосмотр, либо
сделать контроль техсостояния автомобилей«беспроблемным для граждан». После
выступления президента депутаты Госдумы спешно приняли законопроект о
реформе техосмотра, который было решено полностью передать из ведения
ГИБДД в Российский союз автостраховщиков(РСА).
Отменить техосмотр, как это сделали в этом году на Украине, признав ТО
бесполезной процедурой, российские власти так и не решились. Между тем,
согласно статистике ГИБДД, всего 0,5% ДТП в России происходят из-за
неисправных автомобилей, притом что больше половины талонов ТО в России
традиционно покупались за взятку. По данным генерального директора союза«Техэксперт»
Сергея Зайцева, уже в этом году страховые компании стали формировать
собственные пункты ТО, которые выступают как аффилированные структуры. «Сейчас
будет объединяться продажа талона с продажей полиса ОСАГО, – уверен
Зайцев. – Это просматривается из-за отсутствия жестких требований к
технологии проведения и к процессу. Недостаток этих требований приведет
также к коррупционности, только в лице уже не ГИБДД, а страховых
компаний – с возможностью выдавать и продавать талон». Однако в РСА
считают, что подобная коррупционная схема воплощена не будет.«Их
прикроют очень быстро: это невыгодно самой компании, потому что
достаточно двух предупреждений – и они потеряют аккредитацию», –
парируют в РСА.
|