Сколько раз за последний год самые авторитетные из параноиков пугали нас, что экономические трудности отбросят российское общество назад в 90-е, со всеми вытекающими последствиями. Несмотря на явный популизм этих истерических прогнозов, криминогенная ситуация, что бы ни рапортовали высшие силовые чины, действительно резко ухудшилась. Самое время подумать о личной безопасности. Сегодня мы выбираем бронированный автомобиль.
Оценить количество гражданских броневиков на российских дорогах не берется никто. Но все опрошенные «Бизнес-Стилем» специалисты сходятся в одном: таких машин в России очень много. «Спрос на бронированные авто из-за кризиса не только не упал, но даже немного вырос», - говорит Сергей Кочубейник, менеджер по продажам компании «Евродилер» - представителя в Москве нижегородского предприятия RIDA. Кстати, в Нижнем находится не только завод по бронированию RIDA, но и немало других компаний, специализирующихся на подобных услугах. Объясняется это близостью Кавказского региона, куда, по разным оценкам, уходит от 70% до 80% представительских броневиков. Но оставшихся 20-30% рынка вполне хватает, чтобы обеспечить потребность в безопасном передвижении по дорогам многочисленных чиновников и бизнесменов.
Вопрос о том, надо ли бронировать автомобиль, даже рассматривать не будем. Кому надо, тот и сам знает, что за собственную жизнь и здоровье можно отдать любые деньги. Интереснее другое - какой тип бронирования выбрать. В мире есть только три марки автомобилей, которые бронируют непосредственно на заводах производителей, - BMW, Audi и Mercedes.
«Когда бронировка происходит в стадии изготовления автомобиля, степень защиты гораздо выше, - считает менеджер по бронированным авто компании «Автодом» Георгий Гусев. - К тому же производитель сертифицирует все эти изменения в конструкции. Причем сертификация проходит на более чем серьезном уровне». Однако и компании, занимающиеся послепроизводственным бронированием, как правило, очень внимательно подходят к испытаниям своих изделий. Различие между заводскими и тюнингованными броневиками может выявиться во время покушения. Но сколько бы представители «большой тройки» ни говорили о том, что травмы Евкурова могли бы быть менее серьезными, будь он в заводском BMW, Audi или Mercedes, факт остается фактом: на прошлой неделе президент Ингушетии вновь вышел на работу и, наверное, говорит спасибо компании Rida, которая делала защитную капсулу в его Mercedes. С другой стороны, на днях появилась информация о том, что Юнус-Бек Евкуров теперь будет ездить на Mercedes-S600 Guard с заводской броней. Но обслуживание автопарка президента республики ложится на плечи налогоплательщиков. А простым смертным полезно будет узнать, что, помимо изначально очень высокой цены заводских броневиков, их обслуживание чуть ли не на порядок выше, чем ремонт простых машин с установленной внутри бронекапсулой. При сборке на заводе производители учитывают, что масса автомобиля будет существенно выше, и устанавливают множество уникальных облегченных деталей - вплоть до того, что защищенная версия Audi A8 получила полностью алюминиевый кузов. В общем, любое ДТП с участием заводского броневика выльется в целую череду трат и проблем для его владельца. В каждом конкретном случае решать и взвешивать придется будущему владельцу и руководителю его службы безопасности.
При выборе защищенного автомобиля необходимо учитывать и класс бронирования. И западная, и российская системы классификации пулезащиты состоят из 7 степеней и весьма схожи. Второй и третий классы защищают только от пистолетных выстрелов. Броня четвертого и пятого уровня выдержит выстрелы из Калашникова, а шестой и седьмой класс спасет от СВД и даже от взрыва. Кстати, Mercedes Евкурова имел защиту лишь четвертого класса. Возможно, этим и обусловлены плачевные последствия взрыва.
На различные модели автомобилей производители, как правило, ставят броню строго определенного класса. Так, Audi Q7 и бронируется только по классу 4, в то время как Audi A8 имеет наивысшую степень защиты. Такой же подход у BMW: X5 бронируют по классу 4, а «семерки» - по классу 7+. При этом послезаводское бронирование позволяет установить самую сильную защиту практически на любой автомобиль представительского класса.
Помимо бронированной капсулы и 4-сантиметровых стекол, на автомобили устанавливают также и дополнительное оборудование для безопасности пассажиров. Оно может включать даже кислородные маски на случай газовой атаки. «Например, на автомобили Audi устанавливаются системы пожаротушения, отстрела дверей (их в случае необходимости можно использовать в качестве щита при эвакуации пассажиров), защита крыши и днища от взрыва гранат», - рассказывает менеджер по бронированным авто "Ауди-Центр Таганка" Вадим Конобеев. Кроме того, на броневик может быть установлена система избыточного давления воздуха в салоне, аккумулятор, который может продолжать работать даже после попадания пули, и многое-многое другое.
Сколько вы готовы отдать за собственную жизнь? Очевидно, никакая цена не будет слишком низкой. Поэтому будьте готовы, что бронированные авто - очень недешевое удовольствие. Спрос на броневики настолько велик, что дилеры следят за тем, чтобы такие авто были в наличии - даже заказывать не придется. Так, бронированный BMW X5 дожидается своего владельца в одном из салонов Москвы с ценником в 177800 евро. Для сравнения: цена базовой комплектации простого X5 - около 84 тысяч. Базовая шестилитровая версия Audi A8 сейчас стоит около 108 тысячи евро. Цена же A8 Security начинается с впечатляющих 520 тысяч. Что же касается послезаводского бронирования - предоставим слово продавцу. «Наиболее популярной моделью для бронирования является Toyota Land Cruiser 200, - говорит менеджер компании «Евродилер» Сергей Кочубейник. - Такой выбор объясняется, прежде всего, особенностями конструкции этого большого внедорожника, которая позволяет встроить бронированную капсулу без серьезных потерь в ходовых качествах. Бронированный «Круизер» стоит 6 миллионов 316 тысяч рублей, в то время как серийный - около 3 миллионов. Этим же порядком цифр следует руководствоваться при расчете бронирования и других автомобилей: в среднем удорожание составляет 40%».
Стоит ли платить такие деньги за бронированную капсулу, которая, возможно, никогда и не понадобится? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Но надо понимать, что сотни vip-персон, выживших после покушений, отвечают однозначно: да! Берегите себя!