© РИА НовостиВ Госдуму внесена очередная идея взимания транспортного
налога. Его предлагают включить в стоимость топлива на бензоколонках.
Сейчас же размер транспортного налога вычисляет налоговая инспекция,
исходя из мощности машины и региональных коэффициентов. Оплачивают же
его сами автомобилисты по квитанциям. Кто выиграет от новой системы? И
реально ли на нее сейчас перейти? Пишет Вести.Ру . На первый взгляд — все просто. Больший налог платит тот, кто больше
потребляет бензина и чаще ездит. С мощностью машины тоже есть прямая
связь: сотни лошадиных сил — это, как правило, отличный топливный
аппетит, как следствие, высокий налог. Вроде бы, все логично. И во
многих развитых странах принята именно такая система налогообложения,
напоминает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав
Лысаков.
«Америка, Германия, Китай перешли на эту систему. Больше ездишь —
больше платишь, меньше ездишь — меньше платишь. Плюс для регионов —
транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят
налог по месту регистрации своего транспортного средства. А здесь все
деньги будут идти в регион», — считает Лысаков. Включение транспортного налога в цену бензина особенно выгодно людям
небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей
машине чуть ли не два раза в год — на дачу и с дачи. Сейчас они платят
столько же, сколько и те, кто круглосуточно бомбит на тех же «жигулях».
Также новая система выгодна тем, кто вообще не ездит, говорит аналитик
компании «Финамавто» Алексей Захаров. «У нас в стране сотни тысяч машин стоят на приколе, но не сняты с
учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог. Или получать за
это проблемы. Соответственно, это послужит установлением справедливости
до некоторой степени», — замечает Захаров. В пользу новой системы говорит и один из недостатков системы
нынешней. А именно — принятая практика, когда квитанции автомобилистам
присылают по месту регистрации машины, отмечает Вячеслав Лысаков. «Сейчас этот налог, а это около 50 миллиардов рублей, собирают
наполовину. Половина не платит, фискальный аппарат не срабатывает,
многие не живут по месту регистрации и так далее. То есть платит
практически половина», — рассказывает Лысаков. По существующей сегодня практике, квитанции автомобилистам присылают
весной. Полгода они платят, весь объем денег поступает в бюджет региона
уже осенью. Затем начинаются согласования и тендеры, в результате к
ремонту дорог приступают в декабре. Положенный в снег и жижу асфальт к
весне благополучно разбивается, а освоение денег начинается сначала. С
новой системой налогообложения такая практика будет исключена, уверен
один из разработчиков законопроекта, депутат Госдумы Максим Рохмистров. «Здесь субъект может спланировать поступление денежных средств. Весь
год, каждый месяц они будут поступать небольшими суммами по сравнение с
тем, как они сейчас поступают. И это уже не будет представлять интереса
для нечистоплотных на руку коммерсантов, чтобы они придумывали какие-то схемы увода этих небольших сумм», — поясняет Рохмистров. В связи со всеми этими мнениями сразу возникает вопрос. Если все так
очевидно, почему до сих пор не перешли на новую систему? Да потому, что
переход этот весьма дорог и для компаний-владельцев бензоколонок, да и для государства, полагает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Необходим единый компьютерный учет, чтобы данные с каждой заправки
(а их в стране тысячи — они должны быть объединены в единую сеть) сразу
должны попадать в компьютер. Потому что в противном случае, поверьте, у
нас очень хорошие умельцы, которые скручивают данные счетчиков», —
замечает Макаров. То есть будет неясно, сколько налогов собрано на каждой конкретной
заправке и сколько следует отдать в бюджет. Но отсутствие единой
компьютерной базы бензоколонок — это еще полбеды. Главная проблема,
стоящая на пути новой системы уплаты транспортного налога, это полная
непрозрачность цен на бензин. Фискальные органы точно не знают, чего и
сколько заложено в эту цену, говорит Алексей Захаров. «Я подозреваю, что уплата транспортного налога через бензин просто
послужит очередным витком махинаций с ценами. Цены задерут, причем не
на величину транспортного налога, а как бог на душу положит. Потому что
пересчитать ее крайне сложно. И на всякий случай ее просто сделают
побольше», — утверждает Захаров. А вот Максим Рохмистров уверен, что предлагаемая система налогообложения, наоборот, снизит цены на бензин. «Сейчас чиновникам налоговой службе все равно, сколько стоит бензин
на заправке. А здесь появляется заинтересованность, чтобы заправлялись
у них не только местные жители, но и соседи. В случае принятия этого
законопроекта, стоимость бензина будет находиться в сфере внимания
законодательных и исполнительных органов субъекта, — поясняет
Рохмистров. В конце прошлого года группа депутатов уже предлагала включить
транспортный налог в цену топлива. По расчетам, цена должна была
возрасти на 3-6% в зависимости от региона.
Или в среднем на 53 копейки за литр бензина. Но та депутатская
инициатива не прошла. Сейчас — вторая попытка. |