Идея супердешевого автомобиля, который удовлетворил бы
любого горожанина и стал заменой ни много ни мало всему общественному
транспорту, давно будоражит умы инженеров. Гордон Мюррей, а это, на
минуточку, создатель одного из крутейших суперкаров за всю историю
автостроения – McLaren F1, сконструировал на этот раз совершенно другой
по своей философии автомобиль. Премьера проекта городского автомобиля
T.25 состоялась на конференции Международной школы бизнеса Адама Смита в
Оксфорде.Свою собственную компанию Гордон Мюррей
организовал в 2007 году для разработки инновационных схем промышленного
производства IStream для автомобильной отрасли. Параллельно шла
разработка и самой машины для выпуска на заводе по новой схеме. Первый
автомобиль был назван T.25, и выпускаться он должен под новой маркой. Разработка T.25, с одной стороны, представляет собой
новый взгляд на автомобиль для городской среды, с инновационными
решениями в вопросах веса, размеров, безопасности, удобства и
эффективности транспортного средства. В проекте Мюррея заложен пересмотр
традиционного производственного процесса сборки автомобиля и
организация нового способа производства автомобиля. Сборочный завод
IStream, занимающий по территории 20% от обычного автозавода аналогичных
объемов выпуска продукции, может стать второй революцией в автостроении
со времен постановки на первый конвейер модели
Ford T. За свои разработки Мюррей уже получил два года назад
престижный приз "Идея года”.  С другой стороны, проект
англичанина – это максимально простой и дешевый автомобиль, который
можно сравнить с индийским
Tata Nano, настолько он мал, необычен по концепции и обещает быть
дешев. Только вот нужен ли Европе такой автомобиль? Автомобиль
Гордона Мюррея готов только в теории, макетах и опытных образцах. Все
выглядит заманчиво с точки зрения социального значения проекта. Простой
до безобразия компактный автомобиль способен занимать на дороге в два
раза меньше места, двигаясь в пробках в два ряда по одной полосе. На
стесненных улицах европейских городов на одном стандартном парковочном
месте можно будет разместить три автомобиля Т.25. Крохотный автомобиль
вмещает трех пассажиров, которые располагаются в салоне по хорошо
известной Гордону Мюррею схеме: водитель по центру спереди, а два
пассажира по бокам и чуть сзади. Такая схема посадки была применена еще
на McLaren F1, только в спортивной машине все пассажиры располагались
полулежа близко к асфальту, а здесь, в городской машине, им предлагается
сидеть вертикально. Таким образом, Гордон Мюррей предлагает городам с
уплотнившимся населением уплотнить и движение на дорогах, и расположение
машин на стоянках. Только вот европейский покупатель вряд ли захочет
ютиться в крохотной простой машинке, когда ему вполне по карману купить
"нормальный” Mercedes. Даже Smart и Toyota
iQ, которые хоть и невелики, но сделаны по образу и подобию больших
автомобилей, богато оснащены и стремятся дать пассажирам ощущение
автомобиля премиум-класса,
пользуются у европейцев ограниченным спросом. А T.25 при этом обещает
стать наипростейшим автомобилем. Он будет сделан по
совершенно новым принципам. Его масса будет на 400 кг меньше, чем у
аналогов тех же размеров, за счет применения новых материалов кузова.
Ультралегкая конструкция означает, что автомобилю может сгодиться и
менее мощный мотор с низким расходом топлива. При длине 2,5 метра и
ширине 1,3 метра автомобиль способен залезть в самые узкие переулки,
разворачиваться на пятачке диаметром 6 метров и парковаться парой штук в
обычном гараже. Дверей как таковых на первых образцах T.25 нет. Их роль
выполняет откидывающийся вперед "фонарь”. В плане безопасности T.25 не
должен уступать обычным авто и способен набрать в стандартах
EuroNCAP четыре звезды при прохождении крэш-тестов. Мюррей намерен
значительно сократить количество деталей и упростить процесс
производства. Автомобиль не красится, а значит, заводу по его сборке не
нужен цех покраски. Инвестиции в предприятие нового типа по расчетам
уменьшатся на 80%, а завод может при этом производить автомобили в самых
различных вариантах. Сэр Дэвид Кинг,
директор-основатель Школы Адама Смита, отметил, что экономика
транспортного сектора в значительной степени зависит от ископаемых видов
топлива и мы должны перейти на потребление самых различных видов
энергии как можно быстрее. Большая часть технологий для качественного
скачка в этой области уже существуют, и проект IStream по разработке
новых производственных процессов является наглядным примером возможности
технологического прорыва. Что же не хватает Гордону
Мюррею для реализации его красивой идеи? А не хватает ему инвестиций и
интереса среди потенциальных покупателей. Пока мало кто дает деньги на
сомнительный проект. А тем временем уже создается прототип модели T.27 –
актуальный и модный нынче проект электрического автомобиля. Электроавтомобиль выглядит очень заманчиво с точки зрения
низких эксплуатационных расходов. Расходы на зарядку электричеством
будут в четыре раза меньше, чем на бензин. В таком электрическом виде
проект уже гораздо интереснее для инвесторов, так как войти в этот
сегмент рынка в перспективе будет очень сложно и затратно. Например, он
может заинтересовать группу ОНЭКСИМ, начинающую колдовать над подобным
дешевым автомобилем для России, только более крупных размеров.
Российский потребитель придает размеру первостепенную важность. 
Пишет autonews.ru |