Сбербанк частично поступился имиджем социально
ориентированного банка ради следования рыночным принципам. В
Санкт-Петербурге банк переложил комиссию за оплату электричества со
сбытовой компании, отказавшейся платить, на граждан, поступив, по
мнению экспертов, как "нормальный коммерческий банк". Как пишет kommersant.ru, Сбербанк ввел комиссии
при приеме платежей населения за электричество в своих отделениях в
Санкт-Петербурге. В Сбербанке данную информацию подтвердили. Согласно
новым условиям, при платеже до 1 тыс. руб. Сбербанк берет с граждан
фиксированную комиссию 30 руб., свыше 1 тыс. руб.— 3% от суммы платежа,
но не более 2 тыс. руб.
До сих пор Сбербанк не брал комиссии с граждан
при приеме платежей за услуги ЖКХ и электроэнергию, комиссионный доход
(порядка 1% от суммы платежей) Сбербанк получал с поставщиков услуг.
Однако поставщик услуг "Петроэлектросбыт" отказался оплачивать услугу
по приему платежей и разорвал договор с банком, пояснили в Сбербанке.
"Понимая неудобство для населения, банк тем не менее не может в
одностороннем порядке отказаться от взимания комиссии за осуществление
определенного вида услуг, так как это может вызвать предъявление
претензий со стороны антимонопольного органа в связи с созданием
дискриминационных условий на рынке приема платежей",— заявили в
пресс-службе Сбербанка. В Сбербанке не смогли прокомментировать,
взимается ли сегодня комиссия с граждан за оплату электроэнергии и
услуг ЖКХ в каких-либо других регионах.
По словам начальника департамента финансовых
рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Юлии Бондаревой, введя
комиссию за оплату электричества в одном регионе, Сбербанк не нарушил
законодательства. Единые тарифы обязательны только для естественных
монополий, к которым Сбербанк не относится, поясняет госпожа Бондарева.
Сегодня большинство крупнейших российских
банков, таких как "Уралсиб", Росбанк, Альфа-банк, Банк Москвы, ВТБ 24,
предоставляют гражданам услуги по оплате ЖКХ и электроэнергии. По
словам банкиров, размер комиссии (или ее отсутствие) определяется
соглашениями с поставщиками услуг. Тарифы на эти услуги могут
отличаться от поставщика к поставщику и составляют от 0 до 29 руб.,
рассказывает начальник управления развития каналов самообслуживания
Альфа-банка Владимир Урбанский.
Столкнувшись с отказом сбытовой компании
вносить комиссионные за проводимые платежи и переложив выпадающие
доходы на граждан, Сбербанк повел себя как нормальный коммерческий
банк, отмечают эксперты. По оценкам гендиректора ЦЭА "Интерфакс"
Михаила Матовникова, учитывая, что в Санкт-Петербурге порядка 2 млн
домохозяйств, комиссионный доход банка от этого вида платежей мог
составлять порядка $1 млн в год. "Сложно было ожидать, что банк будет
предоставлять эту услугу бесплатно, поскольку проведение большого
количества мелких платежей само по себе невыгодно, так как увеличивает
очереди и создает дополнительные расходы на персонал",— говорит
господин Матовников.
Введение комиссии при приеме платежей за
электроэнергию не может не сказаться на имидже банка в регионе, считают
эксперты. "Люди привыкли оплачивать счета за электричество в Сбербанке
без комиссии и воспримут ее появление негативно вне зависимости от
причин, по которым она была введена",— полагает аналитик ИФК
"Метрополь" Марк Рубинштейн.