Фото: ИТАР-ТАСС www.itar-tass.com Законодатели рассматривают проект, который позволит гражданам объединяться для защиты своих прав от управдомов: сообща можно будет и судиться, и жаловаться, и требовать света, тепла и правды. Люди, недовольные качеством ремонта своего дома, легче смогут отстаивать свои права в суде. Об этом пишет Российская Газета.
Если управляющая компания не права, а такое часто бывает, жильцы смогут рассчитывать не только на возмещение убытков, но и на моральную компенсацию в рублях и даже солидную неустойку от управдома. Вот свежий пример: недавно житель Волгодонска Константин П. отсудил у своей управляющей компании более 140 тысяч рублей за испорченную квартиру, моральный вред и расходы, потраченные на юридические услуги. Летом прошлого года его квартиру затопило, потому что протекла кровля. Залило все, что можно. Независимый эксперт оценил ущерб в 89 тысяч 800 рублей. Управляющая компания сочла, что это слишком дорого для нее. Пришлось жильцу идти в суд. Люди в мантиях, изучив дело, встали на сторону человека. Ведь он не просто жилец, он - потребитель. Или, говоря проще, клиент. А клиенту положено оказывать почет. Поэтому в пользу потребителя была взыскана не только стоимость материального ущерба в размере 89 800 рублей, но и 20 тысяч рублей компенсации морального ущерба, а также, как сообщает пресса, штраф в 22 тысячи 450 рублей за отказ удовлетворить требование потребителя в добровольном порядке. Все до копейки должно пойти в карман гражданину. Еще компания должна оплатить человеку юридические услуги и стоимости произведенной оценки причиненного ущерба в размере 11 500 рублей. Так что теперь управдомам быть жадными крайне невыгодно. Во многих регионах сообщают, что число исков к управляющим компаниям от жильцов резко выросло. Например, как недавно сообщили в управлении Роспотребнадзора по Курганской области, с начала года было подано 18 исковых заявлений на действия управляющих компаний. Примечательно, что каждый раз речь шла о протекающей крыше, на которую пытались не обращать внимания управдомы. В итоге жильцы шли в Роспотребнадзор, а тот уже обращался в суд. По результатам 10 рассмотренных исков судами в отношении управляющих компаний вынесены решения о возложении обязанности по проведению ремонтов кровли и взыскании в пользу потребителей более 789,5 тысячи рублей в качестве возмещения понесенного материального ущерба и морального вреда, сообщают в управлении. В ведомстве также напоминают, что 25 июня 2013 года вступило в силу положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением правительства России. По нему контроль за качеством услуг ведут созданные в регионах жилищные инспекции. Теперь граждане могут жаловаться и туда по самым разным жилищным вопросам. Например, в Государственной жилищной инспекции Москвы по распоряжению мэра города была создана специальная организация, которая будет проверять правильность расчетов платежей за жилищно-коммунальные услуги. "На основе выводов экспертов инспекторы будут принимать решения о перерасчете платы, наказании управляющих организаций, допустивших ошибки, и направлении информации в полицию при подозрении в совершении экономических преступлений", сообщают в инспекции. А законопроект, рассматриваемый в Госдуме, предлагает предусмотреть участие общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг в проведении государственного жилищного надзора. Проще говоря, жители домов смогут создавать общественные организации, скажем, союзы жильцов или ассоциации квартирных хозяев, для защиты домашнего уюта. "Сейчас для того, чтобы старший по дому или председатель домового комитета мог обратиться в суд, жилищную инспекцию или прокуратуру, он обязан получить нотариально заверенную доверенность каждого собственника дома или подъезда. Законопроект упрощает эту процедуру", - рассказал один из авторов проекта. |