Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО)" действует в течение четырех лет. Этот сегмент страхового рынка стал самым массовым и диктующим условия для всей отрасли страхования. За этот период к закону накопилось масса вопросов у автовладельцев. Недавно Минфин вынес на обсуждение ряд поправок, призванных упростить процедуры получения потерпевшими компенсации и сэкономить время автовладельцев.
Предлагается оформить документы о мелких дорожно-транспортных происшествиях с участием двух машин, в которых нет погибших и пострадавших, без вызова инспектора ГИБДД. Но в этом случае размер выплат по ОСАГО не будет превышать 25 тыс. руб.
Однако это новшество воспринимается в профессиональном сообществе неоднозначно. "Когда не нужно вызывать на место происшествия сотрудника ГИБДД, то всегда возникает соблазн попросить ту выплату, на которую автовладелец не имеет право по закону. У страховщиков есть опасения по поводу необоснованных исков, роста мошенничества. Страховщики выступают за то, чтобы автовладельцы понимали, что за мошенничество предусмотрена определенная мера ответственности, в том числе и уголовная", - пояснил в эфире телеканал РБК программы "Сфера интересов" начальник управления методологии страхования Российского союза автострахования Владимир Козлов.
Минфин также планирует изменить порядок обращения за компенсацией по ДТП. Законопроект разрешает пострадавшему обращаться в свою страховую компанию за возмещением, тогда как сейчас он должен обращаться к страховщику водителя, причинившего ему ущерб.
Кроме того Минфин предлагает увеличить срок рассмотрения страховщиком заявления о происшествии с 15 до 30 дней. Хотя от автомобилистов поступают жалобы, которые, прежде всего, касаются объемов, сроков и выплат страховых возмещений.
"Или страховая компания отказывает в выплате под благовидным предлогом: водитель пьян, он забыл документы, не прошел техосмотр, не тот страховой случай и т.д. Или страховая компания со скрипом или нарушением сроков выплачивает деньги. Но их все равно не хватает на ремонт машины", - рассказывает вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
Правда страховщики источником всех бед считают большое количество страховых компаний на внутреннем рынке и отсутствие единых стандартов по урегулированию убытков, оценке ущерба и фиксированных цен на автозапчасти.
Около 170 страховых компаний допущено на рынок. Но как показывает мировой опыт, страховой бизнес становится рентабельным при определенном количестве застрахованных автомобилей в портфеле страховой компании. По некоторым оценкам, их должно быть не менее 1 млн. Но учитывая, что из 30 млн застрахованных автомобилей, "Росгосстрах" страхует порядка 11-12 млн автомобилей, то понятно что на этом рынке могут серьезно работать два-три десятка компаний, поясняет заместитель генерального директора компании Дмитрий Маркаров.
Другая проблема – в отсутствии стандартов по урегулированию убытков и фиксированных цен на автозапчасти. Особенно эта проблема актуальна для регионов. Если в Москве поставщики запчастей вынуждены конкурировать то, например, в Тюмени существуют не конкурентные цены на звтозапчасти, техобслуживание автомобилей. Из-за чего компании вынуждены уходить из этого региона, поскольку их убыточность зашкаливает за 100%.
Что касается аварийных водителей, которые совершали ДТП, то для них перекрыта лазейка, которая раньше позволяла при смене транспортного средства обнулить свою страховую историю. Новшество заключается в том, что сохраняется страховая история аварийности водителя независимо от смены им транспортного средства. Соответственно, меняется коэффициент бонус-малус при расчете стоимости страховки. По словам Д. Маркарова, примерно 5% населения (по статистике именно столько совершают ДТП) увеличат свои взносы на 50% при заключении договора об ОСАГО, а остальные 95% автомобилистов получат скидку на полис ОСАГО в размере 10%. |