Трое суток провела в местном магазине Wal-Mart, совершая покупки, одна покупательница. Это произошло накануне Рождества в американском городе Лилбурн. К тому моменту, когда служащие магазина обратили внимание на навязчивую посетительницу торгового центра, дама вроде бы даже не собиралась покидать магазин – три дня подряд она не могла оторваться от праздничных полок, увлекшись шопингом. Рождественские распродажи частенько становятся ловушкой для слабовольных покупателей: многих любителей шопинга буквально на аркане не оттянешь от прилавка. При виде существенных скидок они просто теряют контроль над собой.
Полиция, которую вызвали сотрудники магазина, где зависала дама из Лилбурна, выяснила, что все это время она питалась в бутербродной Blimpie, не выходя наружу. Однако где она спала в течение своего трехдневного загула по магазину, полиции выяснить так и не удалось. После того как покупательницу поймала полиция, она, будучи не в силах самостоятельно прервать затянувшийся поход, попросила, чтобы ее отвезли домой, и когда она заплатила за покупки, ее с мигалками отвезли восвояси.
На первый взгляд, смешная история, однако практически в каждом из нас живет такой шопоголик. Трудновато сопротивляться магии шопинга, когда все вещи вокруг так и кричат: «Купи меня, пока действует скидка!». Американцы подсчитали, что так называемая «спонтанная покупка» в среднем обходится покупателям в 40 долларов. И это может быть что угодно, даже, например, портативное устройство для изготовления горячего шоколада. В момент покупки нам всегда кажется, что именно этой вещи как раз и не хватает в нашем кухонном арсенале, и только завладев ею мы будем счастливы. Психологи подсчитали, что подобного рода очарование исчезает вместе с праздничной мишурой. Большая часть спонтанных покупок навсегда оседает на антресолях примерно через месяц после праздников. Но даже зная об этом, покупатели не могут справиться со своей страстью к шопингу.
Веселье, которое теперь и в России чаще всего называют шопингом, вместо привычной «беготни по магазинам», в США начинается сразу же после Дня благодарения. Предрождественская гонка за подарками давно уже стала общенациональной игрой. Именно в этот период в стране продается и покупается самое большое количество товаров. При этом давно известно и даже подтверждено исследованием Стэнфордского университета, что для многих людей забеги по магазинам и весь связанный с ними ажиотаж, подъем и счастье обладания новыми вещами заканчиваются плачевно. Вслед за счастьем наступает пустота и депрессия - хотя бы уже потому, что нет такого кошелька, который нельзя было бы опустошить. А неограниченные траты всегда заканчиваются долгами.
Подсчитано, что в США на рождественские подарки тратят более 25 млрд долларов. Кстати, в этом году на почве шопинга обезумели не только американцы. Например, в Англии перед Рождеством народ снял со своих банковских счетов просто рекордные суммы. Всего за одну последнюю пятницу через английские банкоматы было получено 600 млн - это в два раза больше, чем обычно британцы снимают за неделю. А в самые последние часы перед Рождеством банкоматы и вовсе стали выдавать по 1 млн в минуту. Если же говорить о России, то мы намного меньше всего остального мира подвержены ажиотажу. Среднестатистический россиянин тратит непосредственно на новогодние подарки и сувениры не более 1 тыс. рублей.
ОЛЬГА ФИЛАТОВА