В том, что касается налогообложения доходов частных лиц, более 10 стран региона Центральной и Восточной Европы уже перешли, как и Россия, от прогрессивной к плоской шкале подоходного налога. А с 1 января 2008 года на единую, 15%-ую его ставку перешла и Чехия.
Некоторые европейские эксперты полагают, что такая схема удобнее для стран с переходной экономикой, где велик разрыв между доходами более и менее обеспеченных групп населения. А для стран Западной Европы, где доходы распределены равномернее, и социальная роль государства значительна, больше подходит прогрессивная шкала.
Социальная роль государства в странах с переходной экономикой постоянно возрастает, и Россия в этом плане не исключение, говорит автор российской налоговой реформы, ныне – заместитель министра финансов Сергей Шаталов. С другой стороны, во многих странах, и не только европейских, степень «прогрессии» подоходного налога постепенно снижается. Связано это не только с определенной трансформацией самого понятия «справедливости налогообложения», но и с пониманием того, что к услугам богатых налогоплательщиков - и лучшие адвокаты, и лучшие налоговые специалисты, которые всегда «помогут» перевести доходы в удобные налоговые гавани.
В России на уровне правительства вопрос о возвращении к прогрессивной шкале подоходного налога не ставится, и, надеюсь, не будет ставиться еще очень долго, говорит Шаталов, система себя вполне оправдывает, к ней нет никаких претензий: «А что касается дополнительных налогов с богатых, то их, скорее, нужно получить за счет налога на недвижимость. От такого налога «спрятаться» практически невозможно».
Неопознанные объекты недвижимости
По прогнозам Министерства финансов, новый налог на недвижимость (тот, который будет исчисляться от рыночной стоимости объекта) может быть введен не ранее 2010 года, а скорее – еще позже. Прежде всего, потому, что в России лишь предстоит создать реестр всех объектов недвижимости и провести их инвентаризацию. Но, даже если такого реестра и нет пока, любые сделки по недвижимости, любые покупки или постройки все равно где-то официально регистрируются. Конечно, соглашается Шаталов, но полных реестров объектов недвижимости и их собственников сегодня просто не существует. Не говоря уже о том, что нет и оценок стоимости всех тех объектов недвижимости, которые потенциально подпадают под будущий налог.
«Когда несколько лет назад проводился эксперимент по налогообложению недвижимости в Твери и в Новгороде, выявили немало «неопознанных» объектов – по документам, их просто не существовало, хотя в жизни они вполне реально присутствовали, - говорит Сергей Шаталов. - Другой пример. Когда вводился налог на землю, были выявлены тысячи земельных участков, которые тоже нигде не были зарегистрированы. Вот почему появлению нового налога на недвижимость должна предшествовать огромная подготовительная работа».
Главный вопрос, даже когда реестр появится, - как определять ту самую «рыночную» стоимость объекта? Если просто по текущим ценам на рынке, то они могут меняться в течение года. Плюс – необходимы какие-то повышающие или понижающие коэффициенты для разных групп населения и разных объектов. Наконец, какой может быть сама ставка будущего налога? Пока речь идет о 0,05% от рыночной стоимости объекта недвижимости в год.
Ориентироваться в оценке только на сделки, конечно же, нельзя, согласен Шаталов. Нужна система массовой оценки с возможностью апелляции по ней. Что же касается льгот, различных переходных положений, конкретных ставок этого налога, все это должно решаться не на федеральном, а на местном уровне - по крайней мере, на региональном. На федеральном уровне следует устанавливать лишь предельные ставки налога.
В 2007 году в региональные и местные бюджеты в России должны были поступить примерно 300 миллиардов рублей (около 12 миллиардов долларов) в виде платежей по трем налогам – земельному, налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций. Эти три налога и предполагается заменить в будущем единым налогом на недвижимость. Примерно такие же объемы поступлений Минфин предполагает сохранить в будущем, когда трансформация произойдет.
Обсуждаемая ныне ставка будущего налога - 0,05% в год от рыночной стоимости объекта - это лишь предварительные прогнозы «потолка» этой ставки. По словам Шаталова, конкретные ставки должны определяться на местном уровне, как и некоторые переходные положения. Например, в отношении пенсионеров, которые проживают в относительно дорогих квартирах. «Кроме того, в законе вообще предстоит определить достаточно высокий не облагаемый налогом минимум стоимости объектов недвижимости, чтобы наименее защищенные группы населения не оказались под угрозой».
Страховые платежи вместо «ЕСН»
Руководители Федеральной налоговой службы минувшей осенью признали: за последние три года сократить долю «серых» зарплат в стране так и не смогли. Единственное, что удалось – «зафиксировать» её на уровне примерно 27% общего фонда оплаты труда. Другими словами, 27% всей зарплаты в России выплачивается «в конвертах» или по другим «серым» схемам. При этом ставка самого подоходного налога в России – одна из самых низких в мире.
Но есть в России еще и единый социальный налог (ЕСН), который в различные фонды социального страхования платят работодатели, хотя и по регрессивной шкале. Процесс вывода зарплат «из тени» был заметен в 2001-2003 годах, в последнее время он существенно замедлился. Психологически ЕСН в России все еще достаточно велик, хотя и умерен, если сравнивать со странами Восточной Европой, отмечает Шаталов, и больше всего претензий к единому социальному налогу - со стороны бизнеса.
Определить сегодня сроки и направления трансформации ЕСН невозможно: все зависит от того, как будут проводиться в дальнейшем пенсионная реформа, а также реформирование медицинского и социального страхования. В последние три года в этой области практически ничего не было сделано, а решения надо принимать немедленно, говорит Шаталов. Лишь после этого станет понятно, в каком направлении трансформировать единый социальный налог, каким образом его менять. «Я совершенно не исключаю, что ЕСН будет вообще ликвидирован. Конечно, при условии, что удастся сохранить всю социальную защиту населения уже на страховых принципах. Плюс тому – должны быть достаточные ресурсы у государства, чтобы софинансировать эти программы за счет бюджета».
Пока, поясняет Шаталов, все это – не более, чем проекты. Главный их вариант – сохранение всех платежей по-прежнему за работодателями. Но всерьез обсуждаются и другие: как в этом может участвовать само население? «В частности, то, что теперь государство софинансирует взносы на будущие пенсии – это очень интересное начинание».
Такое софинансирование началось 1 января 2008 года. Если работающий гражданин России начнет добровольные накопления на будущую пенсию, то государство будет ежегодно перечислять на его накопительный счет столько же, сколько перевел на него за год сам работник, но не более 10 тысяч рублей, примерно 400 долларов по текущему курсу.
Единого НДС пока не будет
В некоторых странах Европы налог на добавленную стоимость (НДС) в последние годы, скорее, повышают, чем снижают. Например, в Германии базовую ставку налога еще в прошлом году повысили с 16% до 19%. А в Чехии с 1 января 2008 года повысили льготную ставку с 5% до 9%, сохранив неизменной базовую – 19%.
В России также действуют две ставки НДС – 18% и 10%. Еще год назад в Министерстве финансов предполагали введение в недалеком будущем единой, 15%-ой ставки НДС. Но – не ранее 2010 года, так как правительство перешло к трехлетнему бюджетному планированию. Теперь изменения НДС пока даже не планируются.
Снижение НДС – далеко не первоочередная задача, поясняет Сергей Шаталов. Цены при этом не снижаются, как показывает и собственный российский опыт, а импорт получает дополнительные преимущества. Более того, если в бюджете денег хватает, то предпочтительнее снижать ставку налога на прибыль, чем ставку налога на добавленную стоимость.
С другой стороны, введение единой ставки НДС, то есть не только снижение базовой, но и одновременное повышение льготной, всегда сложно с политической точки зрения. «В данный «политический» момент такие решения никто принять не сможет, - говорит Шаталов. - Значительно важнее, на мой взгляд, снять в практике НДС те барьеры, которые еще деформируют его «нейтральную» природу. Я думаю, что в ближайшее время мы сконцентрируемся именно на этих задачах».
Налог на прибыль реформируют
В отличие от других главных российских налогов, которые пока в целом остаются прежними, налог на прибыль компаний и предприятий может быть серьезно реформирован в самое ближайшее время. По крайней мере, новые решения по нему могут быть приняты уже в 2008 году.
Сергей Шаталов выделяет три наиболее значимых из них. Во-первых, поправки в Налоговый кодекс относительно так называемого «трансфертного» ценообразования, точнее, налогообложения таких сделок. Речь идет вот о чем. Если две компании совершают некую сделку, да еще если они связаны между собой, поясняет заместитель министра финансов, то зачастую возникает «искушение» использовать цены таким образом, чтобы получить всю прибыль в «нужном» месте, например, в оффшоре, и минимизировать свои налоговые обязательства. «Государство не покушается на свободу ценообразования, - говорит Шаталов, - пожалуйста, совершайте свои сделки по любым ценам, но налоги платите так, как если бы они совершались на рыночных условиях и между независимыми контрагентами».
Во-вторых, в рамках налогового законодательства предполагается произвести «консолидацию» различных компаний, прежде всего – в рамках холдингов, с тем, чтобы они считались «единым» налогоплательщиком, а не разными, как сегодня. Другими словами, родственные компании станут платить налог на прибыль на основании консолидированной отчетности.
В-третьих, в налоговое законодательство планируется ввести понятие «иностранные контролируемые компании», что, по словам Шаталова, позволит российским налоговым инспекциям контролировать различные оффшорные схемы бизнеса.